Первая леди балета

Ведущая балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина, отметившая в октябре 35-летие, гость в Москве редкий. Билеты на ее концерты по карману далеко не каждому, но Театр оперетты все равно готовится к аншлагу.

Сотворение кумира
Как это обычно бывает с будущими кумирами, первым гастролям Лопаткиной в столице предшествовали противоречивые слухи. Театралы говорили, что в Питере появилась балерина, хоть и не блещущая какой-то особой техникой или неземной красотой, но уникальная по всем статьям. «Звезда нового поколения», - шептали те, кому уже довелось увидеть девушку на сцене ее родной Мариинки. Неудивительно, что московский дебют Ульяны сопровождался жутким ажиотажем. Однако реакция публики на ее выступление была неоднозначной: так, кто-то просто рыдал от счастья (например, чувствительный актер Федор Чеханков), а кто-то обзывал пуанты Лопаткиной «копытцами» (циничные обозреватели деловых изданий). Главное, равнодушных не наблюдалось — очень уж выделялась Лопаткина своими протяженными кистями и стопами, отточенной техникой и тщанием даже в самых мелких деталях актерских мизансцен. Но и это не главное. Кажется, слово «харизма» тогда еще не вошло в моду, но именно харизмой отличалась Лопаткина от коллег: едва она появлялась на сцене, смотреть на кого-нибудь еще становилось невозможно. Москва поразилась и признала: да, кумир.

Вундеркинд из провинции
Маленькую Ульяну Лопаткину в Ленинград из украинской Керчи привезла мама. Решение поступать в одну из самых престижных на свете балетных школ - школу Вагановой — было смелым, но оправданным. Экзамены в балетном классе отличаются от обычных тем, что здесь нельзя списать или вытянуть счастливый билет. Во время занятий то же самое: все как на ладони, всех регулярно терзают за 300 грамм лишнего веса и ставят «двойки» за торчащий мизинец. Таланты в таком классе видны сразу. В шестнадцать лет Ульяну выставили на дико престижный ученический конкурс Vaganova-Prix. Ленинградская балетная школа уже тогда назвалась Академией и продешевить не могла: Лопаткина танцевала вариацию Царицы вод из старинного «Конька-Горбунка» и воздушное па-де-де из второго акта «Жизели», где очень пригодились ее нестандартно выразительные линии тела. Лопаткина получила первую премию. Триумфально закончила школу в ранге юной звезды. И была принята в святая святых - Мариинский театр, где покорно встала в кордебалет.

Труды и дни
Не верьте тем, кто рассказывает, будто Лопаткина взлетела стремительно. Мариинскому театру всегда удавалось оставаться заповедником традиций, нарушить которые не могли никакие внешние катаклизмы. Бывшая ученица знаменитой Натальи Дудинской и нынешняя ученица знаменитой Нинели Кургапкиной смиренно начинала с уличной танцовщицы в «Дон Кихоте» и Мирты в «Жизели». Роли заметные, но не главные. В середине девяностых, когда Мариинский восстановил программу сказочных балетов Михаила Фокина, Лопаткина станцевала гаремную красавицу Зобейду и подтвердила свою исключительность. А уже через два месяца новое руководство Мариинского балета доверило дебютантке заветную роль Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». После нее ты либо пан, либо пропал. Лопаткина проснулась знаменитой.
Вскоре подоспели важные гастроли в Лондоне, где Ульяна, кроме непременной царицы-лебедя, танцевала и свою лучшую партию - Никию в «Баядерке». Посыпались премии: от домашней «Души танца» до громкого «Золотого софита». В январе 1996-го она станцевала сложную Медору в «Корсаре» и тут же получила признанный балетным «Оскаром» приз Benois de la Danse. Чуть позже стала хозяйкой титула «Божественная». А еще через месяц прорыв Лопаткиной слился с прорывом Мариинского театра.

Звезда нашего периода
Тогда впервые российская труппа станцевала шедевр Джорджа Баланчина «Симфония до мажор». Прежде имя петербургского хореографа было под запретом: покинув после революции голодную родину, он стал отцом-основателем американского балета, что автоматически вычеркнуло его списка «наших». Мариинский театр с помощью молодой гвардии, возглавляемой Ульяной Лопаткиной, решил вернуть творения беглеца на сцену. Так, русский балет перестал быть балетом за железным занавесом, а Ульяна Лопаткина стала лидером поколения. Но вот, в чем парадокс: с этого момента она как будто отделилась от альма-матер. Нет, главная петербургская балерина по-прежнему предпочитает роли на этой сцене любым лестным приглашениям со стороны. Для нее не существует личных гастролей в ущерб текущему репертуару театра, и она не позволяет себе «рядовых» спектаклей. Изводя себя стремлением к совершенству, она с рвением репетирует школьную еще миниатюру «Павлова и Чекетти» и свежий дуэт Ханса Ван Манена, но при этом как будто находится в одиночном плавании. Ее теперь принято сравнивать с Галиной Улановой, другой суперзвездой другой эпохи. Как и Уланову, Лопаткину словно не интересуют интриги внутри труппы, не заботят новые роли в новых спектаклях Мариинки, да и само их наличие. Ее не волнует ни общий прогресс, ни даже общий процесс, но, в отличие от предшественницы, у нее есть возможность идти своей дорогой. Став государством в государстве, Лопаткина самостоятельно спасает себя от двух «балеринских» ужасов – возраста и отсутствия новых ролей.

Доказательство любви
В Москву первая леди балета приезжает с концертами, громко названными «Гранд Балет Гала 2008». На первый вечер запланирована монопрограмма творений чудесного француза Ролана Пети, который видит в Ульяне Лопаткиной и балерину, и диву. А во второй все вернется на круги своя, и она с командой звездных коллег станцует «the best» классической хореографии. В списке — «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта», «Дон Кихот», «Корсар», «Жизель». Самые захудалые места на второй ярус балкона стоят четыре с половиной тысячи рублей. Хорошее испытание для тех, кто десять лет назад полюбил Ульяну Лопаткину нестандартной девочкой с титулом «Божественная».