На Новой сцене Большого четыре вечера подряд царствует Мариинский театр. Петербургские премьеры представят балет XIX и XXI веков. Событие заслуживает самого пристального внимания.
 
Повод для гастролей был формально технический. Мариинский театр всегда с трудом встраивался в  афишу Национального фестиваля «Золотая маска»: у него своих дел невпроворот, и гордость не позволяет менять планы сообразно с прихотями столицы. Тогда «Маска» объявила гастроли Мариинки самостоятельным проектом, и все стало на свои места: все довольны, всем удобно, а зритель вне фестивального марафона приходит на спектакли свеженьким и сосредоточенным. Что весьма кстати, поскольку ему будет на что посмотреть.

Ундина. Мариинский театр. Фото М. ЛогвиноваГастроли открывает знаменитая «Ундина» в постановке француза Пьера Лакотта. В XIX веке этот романтический балет Жюля Перро про любовь водяной девы к рыбаку был знаменит не меньше его же «Жизели». Его ставили сначала в Лондоне, затем в Петербурге, где он пережил русских императоров и революцию, но потом как-то вышел из моды и исчез почти на век. Пока известный балетный реставратор старины Пьер Лякотт (известный москвичам по громадной феерической «Дочери фараона» семилетней давности) не взялся восстановить ее «близко к тексту». Переговоры театр вел три сезона, и вот итог трудов появился в прошлом году на фестивале балета «Мариинский». Два полноценных акта, очень танцевальная музыка Чезаре Пуни, волшебный сюжет и привычный для балета расклад «про любовь» делают его вполне смотрибельной милой штучкой. Не старинной, конечно, но сделанной под старину так стильно, увлекательно и нескучно, как это получается только у французов.

По сюжету, в одной сицилийской деревне жили-были рыбак, его мать и его же невеста. И рыбак был так хорош собой, что живущую в местном море деву ундину угораздило в него влюбиться. Ясное дело, сначала она пытается увлечь рыбака на дно. А когда не получается, Шинель. Мариинский театр. Фото М. Логвиноваона сама выплывает на сушу – лихо, на гребне волны (наивное чудо театральной техники), но со всеми грустными последствиями этого вояжа. Тем, кто знаком с «Сильфидой» и «Жизелью», история покажется приморской вариацией на заданную тему. Но прелесть балетной мелодрамы со щепоткой триллера в том и состоит, что прав оказывается тот, у кого больше танцев.

Вторая программа - «Новые имена» - сборник трех балетов молодых авторов. Бывший артист Большого Никита Дмитриевский поставил «Мещанина во дворянстве» на музыку балетных сцен Рихарда Вагнера.

Американец Ноа Д. Гелбер придумал «Шинель» по Н. В. Гоголю» по ярким саундтрекам Дмитрия Шостаковича к кинофильмам. Чем Вагнер близок Мольеру и как Шостакович отвечает Гоголю – вопрос не из простых, но похоже, молодых авторов сильно сближает подход к теме.

А артист Мариинки Алексей Мирошниченко, уже известный по прежним балетмейстерским опытам, придумал свою эстетскую историю. В сторону «Лебедя». Мариинский театр. Фото В. ЛуповскогоВзяв для постановки опус петербургского композитора Леонида Десятникова «В сторону «Лебедя», он уговорил автора и известного пианиста Алексея Гориболя вживую играть на премьере.

Гориболь сыграет и в Москве в дуэте с Полиной Осетинской, пока на сцене пара Олеся Новикова и Александр Сергеев будут выяснять специфические балетные отношения с Лебедем.

Можно не сомневаться, что Маринский выставит свой самый лучший состав: к московским гастролям театр резко пресекает личные гастроли артистов, и без того не забалованных. Фокус в том, что в этом театре каждый год появляются новые имена – если не молодых балетмейстеров, то точно звезд-исполнителей.