Три года назад выпускники Театральной академии актерско-режиссерского курса В. М. Фильштинского организовали «Петербургский Этюд-театр». Спектакли театра разбросаны по разным площадкам города: их играют в Музее Ф.М. Достоевского, в Большом театре кукол, в креативном пространстве «Скороход», на сцене театра «Мастерская». Отсутствие собственного помещения хоть и является проблемой, но не сбивает театр с намеченного пути.

Репертуар «Этюд-театра» разнообразен. Здесь можно увидеть спектакли на любой вкус. К примеру, одним из знаковых событий прошлого театрального сезона стал спектакль Семена Серзина «Демоны» по пьесе современного драматурга Натальи Ворожбит. «Демоны» — это история с гоголевскими мотивами на тему современности, где былинный сказ и мистика трансформируют реальность, обнажая скрытых в ней демонов.

Спектакль «Кеды» был особо отмечен жюри театральной премии для молодых «Прорыв»: Филипп Дьячков, исполнитель главной роли, был назван «Лучшим молодым актером» года. Кеды в спектакле — символ молодежного дресс-кода: апеллируя к тем, для кого покупка пары обуви может быть главной жизненной целью, актеры иронизируют на злобу дня и вместе с музыкантом СуперВаней (Иван Лукашов) разыгрывают своеобразный интерактивный спектакль на тему современной молодежи.

Режиссерская лаборатория «Лихорадка» добавила в копилку театра детский спектакль «Незнайка и его друзья» в постановке Владимира Антипова. «Незнайка...», кстати, тоже не обошелся без музыкального аккомпонемента: в спектакле принимает участие рок-н-ролл группа «Организмы». На данный момент для «Этюд-театра» это первый опыт взаимодействия с детской аудиторией.

В день рождения театра, 19 марта, VashDosug.ru поговорил с главным режиссером Семеном Серзиным и директором Алексеем Никитиным.

— Почему заканчивая Театральную Академию в 2011 году, у вас возникла потребность создать новый независимый театр — «Петербургский Этюд-Театр»?

Семен Серзин: На последнем курсе Театральной Академии у группы выпускников возникло ощущение недосказанности. Нам было что сказать, не только в профессиональном отношении, но и просто — друг другу. Теплые взаимоотношения в сложившемся коллективе стали для нас перспективными и в отношении профессии. Кто-то отсеивался, но оставшейся группе не хотелось разбредаться по разным театрам. В тот период нам сильно помог Театр на Васильевском, руководство которого предложило играть курсовые спектакли на Малой сцене театра.

— Сохранилось ли спустя время то самое восприятие курса как семьи? И не миф ли это?

С.С.: Я думаю, что сохранилось. В конце концов, только люди, повязанные некой общей идеей, могут так долго держаться вместе. Особенно это касается театральных коллективов. Но, как нам всем прекрасно известно, семья — не означает безграничную любовь и гармонию. Мы, как родные друг другу люди, обсуждаем все честно и открыто, а это не всегда приятно. Но мне кажется, что такой путь — единственно верный.

— Театру исполняется три года — это только начало, и все же, с каким трудностями пришлось столкнуться начинающему театру за это время?

С.С.: Да, для нас это только начало. Три года, на мой взгляд, тот временной отрезок, который способен проверить на прочность подобную затею. Кажется, сейчас уже можно начинать делать выводы, осознавать ошибки и строить планы. Не сказал бы, что наш театр крепко стоит на ногах. Трудности, связанные с организационной стороной процесса, продолжают возникать. Отсутствие сцены-дома, сложности с финансовой поддержкой — все это сильно расшатывает нашу команду. Что же касается идеологических, профессиональных моментов — мне кажется, для себя мы уже сформулировали намерения и принципы нашего коллектива. Понимаем, какое место можем занять на театральной карте Петербурга, самое главное — что такой театр нужен городу. Проблемы, скорее, не в столкновении с внешним театральным миром, а банально — в отсутствии материальных возможностей, которые бы могли помочь нам перейти на новую ступень.

— В какой момент появилась приписка на эмблеме театра «сиди и смотри», и зачем?

С.С.: Это было придумано почти в начале. Наверное, «сиди и смотри» — с нашей стороны призыв к зрителю, связанный в какой-то мере и с нашей бездомностью. Поставил стул — вот тебе и театр. Главное, чтобы было, где сесть зрителю, все остальное мы берем на себя. Сиди и смотри!

— В этом году «Этюд-Театр» получил театральную премию «Прорыв». Что значит эта премия для вашего театра?

С.С.: Уже третий год «Этюд-Театр» фигурирует в номинантах и лауреатах этой премии. На мой взгляд, это говорит о том, что наш театр живет своей жизнью и не безразличен театральному сообществу города. Правда, не очень понятно, почему другие премии и фестивали всерьез нас не воспринимают.

— Задам несколько провокационный вопрос директору театра Алексею Никитину: сложно ли работать с «Этюд-Театром»? Расскажите про плюсы и минусы.

Алексей Никитин: Не сказать что просто, но и не сложно. Скорее, интересно. Прежде всего, для меня важно находиться в свободном молодом коллективе, способном на какие-то неординарные, иногда даже сумасшедшие вещи. Создавать что-то своими руками — здорово! Причем не важно, какой ты получаешь результат — положительный или нет. Все равно, это наш опыт. Мы многому учимся друг у друга. С началом третьего сезона по ощущениям самого коллектива в нашем театре многое изменилось к лучшему, как с точки зрения организационных моментов, так и что касается стороннего восприятия — здесь я говорю и о профессиональной театральной общественности города, и про зрителей. Аншлаги на наших спектаклях говорят сами за себя.

— Каким вы видите будущее «Этюд-Театра»? Поделитесь планами.

А.Н.: Прежде всего, как уже сказал Семен, нам просто необходима база театра. Для нас важно ощущение сцены-дома. Работа по поиску такого помещения ведется постоянно и с переменным успехом. Планов много: в начале сезона было решено выпустить от трех до пяти новых спектаклей, организовать гастроли. Мне кажется, с этими задачами мы справились — с сентября по январь было выпущено четыре премьеры, в декабре мы были на гастролях в Москве, в конце марта едем в Ярославль, а затем снова в Москву. В ноябре была проведена Лаборатория «Лихорадка» — благодаря которой появились спектакли «ПарУ дней и всё» в постановке Дениса Хусниярова, «Незнайка и его друзья» Владимира Антипова. Много планов и на конец сезона, и на начало следующего. Театр — жив. Театр растет и развивается. Это важно.

— И последний вопрос будет — к Семену. Какой смысл вы вкладываете в словосочетание «современный театр» и что для вас, как молодого режиссера, самое главное в театре?

С.С.: Современный театр для меня, это театр который не становится традицией. Театр, который все время сам себя реорганизует. Театр — вещь подвижная, он может существовать только сегодняшним днем, здесь и сейчас. Для меня в театре самое главное — это артисты.