Кажется, первый фестиваль имени А. М. Володина «Пять вечеров» был только вчера, а на пороге уже юбилейный – Десятый. И февральскую театральную афишу уже невозможно без него представить, и каждый раз с неподдельным интересом ждешь новых прочтений известных пьес, и каждый раз есть чему удивиться и порадоваться.

На этот раз можно порадоваться, уже просто кинув взгляд на программу: Яновская, Погребничко, Паперный, , Забегин, Вытоптов – столько именитых заслуженных и молодых перспективных уместились в фестивальной пятидневке!.. Правда, они не совсем уместились: спектакли разбросаны аж по четырем площадкам, и, как минимум дважды, театралы окажутся в положении нелегкого выбора.

6-го числа выбирать придется между «Фабричной девчонкой» Павла Южакова с потайным смыслом меж ярких галстуков и юбок («Первый театр», Новосибирск) и почти трагифарсовым «С любимыми не расставайтесь» Генриетты Яновской (ТЮЗ, Москва). 9-го числа петербуржцам, вероятнее всего, придется пожертвовать «Кедами» Алексея Забегина («Этюд-театр») и «Осенним марафоном» Анатолия Праудина (Театр-фестиваль «Балтийский дом») ради «Августа» Алексея Паперного (клуб-театр «Мастерская», Москва). На том простом основании, что два вышеупомянутых спектакля – «местные», а стало быть, и паренька с единственной обувной мечтой, и легендарного страдальца-переводчика еще можно будет увидеть, в отличие от чудных влюбленных и родственников Паперного, выясняющих свои отношения в калейдоскопе абсурдных людей и мест.

Впрочем, даже знакомый спектакль на фестивале приобретает иное, приподнятое звучание; «приосанивается», будучи вовлеченным в обстоятельства смотра. Вообще, у юбилейного Володинского настроение праздничное. На открытии зрителей закружит в удалом бесшабашном танце кабаре-бэнд «Серебряная свадьба» во главе с солисткой – очаровательной насмешницей Светланой Бень. Еще один спектакль-концерт (более спектакль, чем у «Серебряной свадьбы», конечно) представит Новосибирский театр «Старый дом». «В поисках радости. XXI век» Галины Пьяновой – это музыкально-драматический спектакль, в котором герои Володина удивительным образом живут вместе с героями Розова, буквально в одной коммуналке; поют и спорят о любви, ищут радость в мелочах и немножко грустят, но совсем чуть-чуть. Вдоволь нахохотаться можно на спектакле (тоже своего рода концерте) Юрия Погребничко «С любимыми не расставайтесь» («Театр ОКОЛО дома Станиславского», Москва).

Володинские строки пародируют на все лады, внезапно играют цитаты из «Преступления и наказания», поют советские песни… Все это странно и смешно, но с тем фирменным послевкусием, когда горько до слез становится уже по пути домой. Наконец, еще один фестивальный спектакль – «Развалины» Кирилла Вытоптова (Центр драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина, Москва) – совсем другой природы. Пьеса Юрия Клавдиева о каннибализме в блокадном Ленинграде уже не первый год будоражит театральную общественность, и, в общем, есть от чего будоражиться. А кроме того, интересно сравнить работу москвичей с «Развалинами» нашего «Этюд-театра». Традиционно в программе фестиваля – читки новых пьес и театроведческая конференция, возложение цветов к могиле Александра Моисеевича и неизменная Клава в старательно выстроенном советском буфете.