В правильном театре настоящие шекспировские страсти кипят не только на сцене и за кулисами, но и даже в фойе. В преддверии Дня театра «ВД» собрал коллекцию зрительских казусов.

Театр-фестиваль «Балтийский дом»

Войти в историю

В Театре-фестивале «Балтийский дом» контролеры всегда начеку – среди зрителей могут оказаться те, кто купил билеты в Мюзик-холл, расположенный неподалеку. Как правило, путаница разрешается в пользу зрителей, которые успевают до начала спектакля добежать через Александровский парк в нужном направлении.

Зрителям спектакля «Аллегро» перед началом действия предлагают оставить свой след в истории театра. В фойе, на специально подготовленных мольбертах, все желающие могут написать, что они знают о Финляндии. Публика откликается с энтузиазмом. В рейтинге ассоциаций лидируют шопинг, рыбалка, аквапарк и очередь на границе.

Картина «Не ждали»

В Театре им. Ленсовета уже все службы привыкли, что примерно раз в неделю к началу спектакля приходят зрители с билетами в ДК им. Ленсовета. Родственные названия не первый год сбивают с толку прежде всего любителей антреприз и простодушных туристов, ведь театральных завсегдатаев на этой мякине не проведешь. Администраторы театра проявляют гуманность и, как правило, не отправляют заблудших восвояси, а усаживают в зале на свободные места. Правда, если в театре аншлаг, вечер для пришедших не по адресу перестает быть томным – до Петроградской, где находится ДК им. Ленсовета, с Владимирского проспекта путь весьма не близкий.

В группе риска оказываются также и зрители спектакля «Макбет. Кино», который из-за продолжительности действия – четыре с лишним часа! – начинается в непривычные для постоянной публики 18.00. Тех, кто по невнимательности подтягивается только к семи вечера, администраторы встречают как родных – впереди у них три антракта, так что успеют и отдышаться, и программку купить, и выпить кофе в знаменитом ленсоветовском буфете.

Театр им. В. Ф. Комиссаржевской (фото: Вячеслав Архипов)

Ошиблись дверью

В Театре им. В. Ф. Комиссаржевской не удивляются, когда на контроле зрители предъявляют билеты в соседний Театр музыкальной комедии. Неискушенная публика просто-напросто «ошибается дверью» на Итальянской улице и рвется в Комиссаржевку послушать «Сильву» или «Фиалку Монмартра»! Если есть возможность, администраторы не гонят незадачливых театралов, а пытаются найти для них свободные места.

Есть среди зрителей и такие, которые приходят на спектакль, даже не выяснив, произведение какого автора представлено в сегодняшней афише. Не так давно администраторам театра пришлось выдержать натиск дамы, которая с возмущением вопрошала: «Где вы нашли такую ужасную пьесу? Почему произведения подобных авторов берут к постановке?!» – Услышав, что автор – Шекспир, дама растерялась и сказала: «Но он же давно умер?!»

Где найти «Приют...»

В «Приюте комедианта» уже давно привыкли к зрителям, предъявляющим на контроле билеты в театр «Комедианты». К сожалению, в таких случаях вечер оказывается безнадежно испорчен. При всей любви к искусству, мало кому удается быстро домчаться в час пик с Садовой улицы, где находится «Приют...», до Лиговского проспекта в театр «Комедианты».

А не так давно на спектакле «Мой уникальный путь» одна из зрительниц, сидевших в первом ряду, решила покинуть зал прямо во время действия. Переполошив соседей, дама направилась к выходу, но внезапно передумала и решила вернуться на место. На этом инцидент был бы исчерпан, если бы по ошибке она не «забрела» на сцену и не села в кресло, являющееся декорацией к спектаклю... Что в этот момент чувствовал исполнитель главной роли артист – остается только догадываться.

Актерская байка

Маргарита Бычкова,
актриса Театра им. В. Ф. Комиссаржевской

— В нашем спектакле «Недалеко от Бога», поставленном задолго до начала нынешней кампании по борьбе с курением, героиня по ходу действия несколько раз закуривает на сцене. И вот идет спектакль. Вдруг, на второй ее сигарете, интеллигентного вида зрительница в первом ряду громко произносит: «Девочка, перестань курить!» Артисты, конечно, внутренне похолодели, но, что поделаешь, надо продолжать спектакль. В следующей сцене, когда героиня вновь берет сигарету, тот же голос произносит: «Я что тебе сказала: девочка, не кури!» Тут уже к разговору подключаются остальные зрители. Кто-то шепчет: «Не мешайте смотреть!», другие возражают: «Она правильно говорит!» То есть в зале уже свой спектакль возник. Но зато когда герой, который держал в руках сигарету, не закурил, он услышал одобрительное: «Мальчик, спасибо большое!»