В весенние праздничные дни vashdosug.ru радует своих читателей интервью с солистом Михайловского театра Николаем Дмитриевичем Копыловым.

«Звездное чаепит. Источник: «Звездное чаепит. Автор: «Звездное чаепит

«Гори гори, моя звезда...»

Избитое мнение о том, что судьба артиста на оперной сцене недолгая (короче разве что балетная жизнь), опровергали уже не раз. Баритон Михайлоского театра Николай Копылов – замечательный тому пример: 30 лет отслужил (так он по-старинному о себе и говорит) только в родном театре. И не собирается останавливаться на этой дате. Точнее сказать – замолкать.

Николай Дмитриевич, помните, как пришли в Михайловский 30 лет тому назад?

До Михайловского я отработал 6 лет в Свердловске, и вот в начале 1982 года меня пригласили в Ленинград на постановку «Пиковой дамы». Все было очень просто: в конце февраля привез документы, 1 марта начал репетировать, а 2-го уже вышел на сцену в «Пиковой даме». Надо сказать, что этот спектакль до сих пор идет в Михайловском театре – настоящий оперный долгожитель! У меня за эти годы не раз была возможность уйти из Михайловского и в Мариинский театр, и в Большой, и за границу уехать, – но я всю жизнь прослужил здесь. И никогда не жалел. Мне всегда было интересно работать – в разные времена. И я приходил и прихожу сюда как домой. Люблю это место, иногда даже больше, чем дом.

Что вспоминается больше всего из этих 30 лет?

Было всегда много работы – по 10-11 спектаклей в месяц! И большинство – заглавные и ведущие партии. Иногда даже отдохнуть некогда было – только закончился спектакль, готовим следующий. Репетиций – море! В советские времена надо было еще и обязательно поставить в репертуар советские оперы – чего только мы не пели! Хренников, например, был хорошим композитором-песенником, но вот когда он начал писать оперы по своим же песням... И когда мы ставили такие спектакли, оперная труппа превращалась в цирковую: что только мы ни придумывали, чтобы сделать эту немыслимую музыку интересной – бегали, прыгали, чуть ли не крутили колесо! Но, конечно, самое яркое воспоминание – это когда в марте 1984 года мы первый раз выехали на гастроли в Италию. Потом было много поездок: всю Европу с театром объездили, в Америке были, в Японии были. Позже в Германию и в Голландию, как домой, приезжали! В Голландии не только афиши с нашими спектаклями везде по улицам висели, но бывало даже возьмешь в гостинице спички – а там твой портрет на коробке! Такая популярность!

Какую музыку привозили на гастроли за границу?

Собственно наш репертуар – зарубежную и русскую классику. Естественно, за границей особенно ценили и ценят русскую музыку в исполнении российских певцов. И современную, в том числе. Как-то мы привезили в Шотландию, на родину Марии Стюарт, оперу Сергея Слонимского «Мария Стюарт». Это было очень необычно. Правда, у шотландцев было много вопросов к либретто, написанному по-советски, то есть все акценты в сюжете были поставлены наоборот – разбойник превращался в положительного героя-революционера, а положительный герой становился отрицательным. Шотландцам было не понять, почему так...

Среди баритонов очень много эстрадных певцов или тех, кто ушел из театра на эстраду. Вы не хотели поменять амплуа?

Я и так пел достаточно камерной музыки. И у меня был очень большой репертуар из советских песен. Дружил с Владиславом Успенским, Хромушиным, Портновым, Дубравиным, Пожлаковым – нашими известными песенниками. Хорошо знаком и с солистами нашей оперетты – Зоей Виноградовой, моим тезкой Виталием Копыловым. Да и пел многое из оперетты. Может быть, именно эта смена жанров и то, что я очень много исполнял самого разного репертуара, и способствовали моему творческому долголетию. А может, это у меня путеводная звезда такая: ведет меня за собой с юности. Из мединститута меня буквально за руку привели в музучилище, из армии вернулся, должен был приехать в Петербург учиться у Иван Ивановича Плешакова, но тот неожиданно заболел, и я остался учиться в Хабаровске... Но все равно ведь оказался в Петербурге! И 30 лет уже здесь живу и работаю. Наверное, это судьба. Многое мы пережили в этом театре, но зато какой сегодня Михайловский – европейского уровня театр, от вешалки до сцены!

У вас ведь уже и собственные ученики на сцену выходят?

Когда-то я даже в Консерватории преподавал, но загруженность в театре была очень большой. А теперь у меня ученики в Университете Герцена, на кафедре сольного пения. С ними интересно работать, потому как я стараюсь в каждом из них увидеть личность – а они во мне должны видеть свое будущее. И смотреть в него с оптимизмом. Они даже папой меня зовут. А я чувствую себя садовником, который с ними долго будет возиться, пока они вырастут. И я не устал: до сих пор учусь, до сих пор горю и хочу работать. И мне многое интересно и многое еще я хочу сделать.