Умные, хитрые и независимые животные, гуляющие сами по себе, пушистые и не очень, ласковые, когда голодные, и недотроги, когда хотят спать, — все это о кошках. Этих  животных любят и боготворят практически во всех странах мира. «ВД» собрал самые интересные кошачьи места планеты.

Рим, Италия

Любимое место туристов в Риме – это площадь Largo di Torre Argentina. Привлекают гостей не только античные руины, но и... кошки. Некоторые даже приезжают сюда ради них. Действительно, количество усатых-хвостатых поражает воображение. А секрет прост: среди величественных римских развалин располагается самый настоящий кошачий приют, где за кошками ухаживают, кормят, делают им прививки, ничем не ограничивая их свободу. Большинство животных свободно разгуливают по огороженной территории и нежатся под солнцем прямо на древних камнях. Туристов не боятся — они, как кинозвезды, привыкли к постоянному вниманию и с удовольствием участвуют в фотосессиях.

Говорят, что всего здесь около 300 кошек. Правда, пока никому еще так и не удалось пересчитать мурлык, что называется, по пальцам – все сбиваются со счету. Это и правда не просто: цвет шерсти иных питомцев в буквальном смысле сливается с выцветшей под палящим солнцем травой или древними кирпичами. В жару кошек вообще практически невозможно увидеть — они прячутся в укромных, прохладных местечках, оставляя туристам лицезреть лишь блюдца с кормом. Во время посеще­ния приюта можно сделать пожертвования или в местном магазинчике купить недорогой сувенир, прибыль от продажи которого пойдет на содержание кошек. Кстати, лакомства не запрещено при­носить с собой, сотрудники приюта будут признательны дарам, несмотря на то что все питомцы вы­глядят упитанными и довольными жизнью. И, конечно, понравившегося котика можно «усыновить».

Ки-Уэст, США

На острове Ки-Уэст в Южной Флориде стоит красивая старинная усадьба, окруженная пальмами и экзотическими тропическими деревьями, под которыми часто можно увидеть отдыхающее кошачье племя. Дело в том, что бывший знаменитый владелец дома, писатель Эрнест Хемингуэй, был боль­шим любителем кошек. Именно здесь Хемингуэй, держа на коленях по очереди всех своих пушистых любимцев, написал «Снега Килиманджаро», «Зеленые холмы Африки», «Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера». После его смерти дом стал музеем, куда ежегодно приезжают тысячи туристов, чтобы поближе познакомиться с жизнью писателя, сделать фотографии на память и... поиграть с кошками.

Известно, что сам Хемингуэй предпочитал животных с шестью пальчиками на лапах. Первого ше­стипалого котенка писателю подарили в 1935 году. Он-то и положил начало целому семейству шести­палых. Правда, ген шестипалости был ярко выражен не у всех. Имена котам и кошкам писатель давал в честь знаменитых личностей. Сотрудники музея чтят эту традицию, поэтому в саду можно увидеть и погладить пушистую Софи Лорен или покормить Пабло Пикассо. Всего на территории усадьбы про­живает более сорока кошек, которые признаны... историческим достоянием. Да-да! В свое время министерство сельского хозяйства США требовало от музея выполнения стандартов содержания живот­ных: держать в доме разрешали не больше четырех кошек, в противном случае – штраф 200 долларов в день за каждую лишнюю кошку. Городские власти вступились за шестипалых и созвали специальную комиссию, которая пришла к выводу, что многопалые хемингуэевские коты действительно являются животными, представляющими историческую, общественную и туристическую ценность! Этим поста­новлением и защитили котов от претензий. Если вы знаете английский, обязательно присоединитесь к экскурсии — они проводятся каждые полчаса. Но можно просто попросить напечатанный на бумаге мини-путеводитель по усадьбе на русском языке.

Исе, Япония

Будете в Японии — обязательно зайдите в магазин кошек, их здесь сотни: например, один из самых знаме­нитых находится на торговой улочке у древнего храма Исе на острове Хонсю, в двух часах езды от Осаки. В этом магазинчике, площадь торгового зала которого едва ли превышает 30 метров, все заставлено кош­ками разных размеров, из разных материалов и стран. Здесь есть кошки из фарфора и дерева, пластика и глины, нарисованные на открытках, запечатленные на фотографиях, кошки-подвески на телефон, кошки-детские заколки, шкатулки с изображением кошек. Удержаться от желания что-то непременно приобрести на память невозможно. Покупателей и просто глазеющих — полный зал. Это и местные жители, и многочисленные туристы.

Японцы кошек очень любят. Одна из причин в том, что жилища в Японии крошечные, и держать в доме проще кошку, а не собаку, тем более что полосатые хорошо снимают стресс. А уж если японцам что-то по душе, то это возводится в культ. Можно с уверенностью сказать, что в Японии на душу населения приходится самое большое количество скульптурных изображений кошек. И больше всего, конечно, — манэки-нэко, что дословно переводится как «приглашающая кошка». Также ее называют «денеж­ной кошкой», «кошкой счастья» или «кошкой удачи». Традиционно ее изображают с поднятой левой или правой лапкой: левая «приглашает» финансовое процветание и успех, а правая — счастье и удачу. Правда, в настоящее время «приглашающих кошек» стали изображать с обеими поднятыми лапами, но это отступле­ние от правил.

Легенда гласит, что в древности был храм, куда почти никто не ходил. Но однажды в храме поселилась кошка. Каждый день она выходила на дорогу и передней лапой зазывала в храм людей. Храм стал очень посещаемым, а изображение кошки с поднятой передней лапой вошло в обиход как символ удачи и процветания. Увидеть эту кошку, обычно фарфоровую, можно повсеместно. Кстати, магазинчик кошек в Исе как раз и можно узнать по скульптуре огромной денежной кошки у входа.

Сеул, Корея

В Сеуле, в районе Myeongdong, есть котокафе Lily Cat — место, где можно выпить чаю и съесть булочку в компании нескольких десятков кошек. Находится это кафе на верхнем этаже зоомагазина. В Корее ситуация с домашними питомцами такая же, как в Японии: многие любят домашних животных, но не могут позволить себе завести дома любимца. Поэтому в Сеуле распространены собачьи и кошачьи кафе, пользующиеся таким спросом, что для того, чтобы туда попасть, лучше заранее забронировать место — желающих поиграть с животными очень много.

У Lily Cat, например, есть круг постоянных посетителей, которые приходят к «своей» любимой кошке и, конечно, заодно немного подкрепиться. Билет стоит 10 тысяч вон — это совсем недорого, тем более что в стоимость включен один бесплатный напиток. Все кошки здоровы, регулярно проходят «диспансеризацию». Все в кафе подчинено прихотям котофеев. Чтобы попасть в их владения, надо переобуться в одноразовые тапочки, которые стоят при входе, и тщательно вымыть руки антисептиком, чтобы не занести инфекцию. Животных запрещается кормить обычной едой, но им можно прикупить специальное лакомство. В комнате, которая отдана кошкам, есть домики, когтеточки, миски, разные игрушки. Для гостей — мягкие диванчики, столики, которые тоже часто заняты кошками, впрочем, за это на них никто не в обиде. Не стоит ожидать от кошачьих кафе изысканных блюд. Главное здесь — общение с животными. Кстати, кошачье кафе есть и в Петербурге, недавно открылось в Таллине, а скоро появится и в Хельсинки.

Хоутонг, Тайвань

Если, согласно легенде, гуси когда-то спасли Рим, то кошки — город Хоутонг на Тайване. Расположенный в горах к востоку от Синьбэя, он считался одним из самых важных в стране мест по добыче угля, но в 1990-х годах спрос на уголь упал, и город стал медленно умирать. Постепенно население сократилось с 6 ты­сяч до нескольких сотен жителей, которые никуда не хотели уезжать и отчаянно боролись за свой город. И в 2008 году один из местных жителей сколотил команду волонтеров, которые стали помогать бездомным животным, которых здесь к тому времени развелось очень много: уезжавшие из города в поисках счастья редко брали их с собой.

В числе акций, направленных на привлечение внимания к проблеме, волонтеры провели фотосессию бездомных кошек, а затем фотографии выложили в Интернет. И тут случилось поис­тине чудо: любители животных со всего мира ставили сотни лайков и сделали тысячи перепостов в разных социальных сетях и на форумах. Город стал знаменитым на весь мир. Сейчас иностранные туристы спе­циально сюда приезжают, чтобы увидеть пушистых героев и сделать несколько снимков на память. Сам городок тоже преобразился — на улицах появились плакаты и граффити с изображением кошек, домики и столовые для животных, эстакада, чтобы люди и животные могли безопасно переходить через железную дорогу, открылись сувенирные лавки, и всюду продают кондитерские изделия, разумеется, в форме котов. Любопытно, что Хоутонг изначально назывался Хо Донь – «пещера обезьян». Когда-то здесь находилась пещера, населенная стаей диких обезьян. На железнодорожной станции Хоутонга висит большой кол­лаж, на нем изображены кот, шахтер, обезьяна и железнодорожный мост — это главные символы города.

Сингапур

В Сингапуре есть памятник сингапурской кошке, или сингапуре, который стоит на берегу реки Сингапур. Имя кошки, ставшей прототипом для памятника, — Кунсита и она считается талисманом страны. Синга­пурские кошки ведут свое происхождение от уличных, бездомных кошек города-государства Сингапур. В 1971 году Хэл Мидоу, геофизик из США, был командирован в Сингапур для морских исследований. Там он впервые увидел необычных кошек, напоминающих своим окрасом абиссинцев. Мидоу привез несколько аборигенных кошек на родину и вместе с будущей женой занялся их разведением. Никто тогда еще и не знал такой породы — сингапура. Чтобы официально признали новую породу, любителю-котоведу пришлось изрядно потрудиться над ее усовершенствованием. И уже в 1976 году кошки впервые были представлены на выставке. Тем не менее и сейчас эта порода остается одной из наиболее редко встречающихся.

Синга­пура — кошка миниатюрная, взрослая в среднем весит до 2 килограммов, кот – от 2,5 до 3 килограммов. Неудивительно, что сингапуры попали в Книгу рекордов Гиннесса как самая маленькая порода кошек в мире. Шубка у них мягкая, розовато-бежевая. Шерстка необыкновенно приятна на ощупь, поэтому гладить сингапурских кошек — настоящее удовольствие. А глаза у кошек этой редкой породы всегда широко распах­нутые, словно кошка чем-то удивлена. К тому же у сингапурских кошек очень доверчивый характер, они общительные и игривые. Сингапурцы очень гордятся своими кошками, даже экспорт их весьма ограничен.

Крифф, Шотландия

Совсем иная история у кошачьего монумента на винокурне Glenturret Distillery в городе Крифф в центральной части Шотландии. Эта винокурня – родина самого популярного в стране виски с за­бавным названием «Знаменитая куропатка». Но вот беда – мыши! Они любят лакомиться ячменем, которого всегда в изобилии на заводе. Разумеется, на помощь тут же приходят кошки, которые давно уже стали неотъемлемой частью классической винокурни. Самая знаменитая кошка – длинношерстная, черепахового окраса по кличке Таузер – рекордсмен по ловле мышей. За свою долгую двадцатичетырехлетнюю жизнь (Таузер прожила на винокурне Glenturret Distillery с 1963 до 1987 года) она поймала 28 899 грызунов – в среднем по три мыши в день – и даже была вне­сена в Книгу рекордов Гиннеcса. Откуда известно точное количество пойманных вре­дителей? А все дело в том, что Таузер регулярно приносила людям мышиные хвостики, по ним и проводили подсчеты, делая отметки в журнале.

Признательные потомки поставили на Glenturret Distillery монумент талантливой кошке. А вот ее преемник, кот Янтарный, с задачей не справился – никто никогда не видел, чтобы он поймал хотя бы одну мышку во время своего пребывания на столь ответственном посту.

Ван, Турция

При въезде в город Ван стоит внушительных размеров памятник двум пушистым красавицам редкой и уникальной породы — «турецкая кошка Ван». Отличительная черта таких кошек — глаза разного цвета. Рассказывают, что летом 1955 года две лондонские журналистки приехали в Турцию, чтобы написать большой репортаж о стране. Одна из них, Лора Лашингтон, буквально влюбилась в кошек, имевших весьма эффектный внешний вид, и решила взять парочку усатых домой, в Лондон. Котята удивили ее не только своим внешним видом, но и поведением, неожиданным для кошек. В дороге было очень жарко, кондиционеров тогда еще не было, автомобиль перегрелся, поэтому журналистки остановились на отдых у ручья. Как известно, кошки стараются держаться подальше от воды. Но как же была удивлена Лора, когда котята выскочили из машины и начали с удовольствием плескаться на мелководье. Эти два котенка и стали первыми известными ванскими кошками, привезенными из Турции в Великобританию.

Кстати, многие турецкие ванские кошки имеют на левом плече небольшое пятно, которое напоминает отпечаток человеческого пальца. По легенде, Господь благословил кошку, чтобы она уничтожила созданную дьяволом мышь, попытавшуюся прогрызть дыру в дне Ноева ковчега. Кошка выполнила волю Творца — тем самым спасла семью Ноя, а значит и все человечество. В знак благодарности Создатель благословил кошку и возложил на нее свою десницу. В 10 километрах от памятника кошкам находится Исследовательский центр ванской кошки, а по сути — просто большой питомник. Некоторое время в Турции даже существовала госпрограмма, по которой владельцам чистокровных ванских кошек ежемесячно выплачивалось около 200 долларов. Впрочем, программу давно свернули.

Амстердам, Голландия

De Kattenkabinet — Кошачий кабинет, или небольшой музей, который находится на набережной канала Херенграхт среди роскошных особняков. Его девиз — «Кошки в искусстве и культуре».Музей почти 35 лет назад открыл богатый голландец Уильям Мейер в память о своем любимом рыжем Джоне Пирпонте Моргане III, или сокращенно Джи Пи III, умершем в возрасте 17 лет.

В Кошачьем кабинете собрано огромное количество экспонатов о жизни кошачьих: картины, скульптуры, книги, старые афиши и плакаты. Среди экспонатов – работы Рембрандта, Пикассо, Сол Майера, Анри де Тулуз-Лотрека... Есть здесь и работы российских художников, например, Николая Тархова (1871–1930). Названия его картин — «Кошка умывает нос», «Кошка в цветах», «Кошка в красном» — говорят сами за себя. Есть в музее и забавные, необычные экспонаты, например, единственные в своем роде кошачьи доллары, на которых вместо портрета президента красуется мордочка рыжего любимца. А текст: «Мы верим в Бога» заменен на «Мы не верим собакам». Сувенирные доллары были отпечатаны небольшим тиражом, их дарили приглашенным гостям. Всего в этом небольшом музее около 3 тысяч экспонатов, связанных с кошками. Плюс пять самых что ни на есть настоящих и довольно упитанных амстердамских Мурзиков.