Цари тоже люди, и ничто человеческое было им не чуждо.  Как веселились, чем увлекались и  чему радовались российские самодержцы, рассказывает мультимедийная выставка, на постоянной основе расположившаяся в одном из Фрейлинских домов. 

Историко-культурный проект «Государевы потехи» сами музейщики называют «музеем утраченных событий». Звучит красиво и немного загадочно, тем не менее «утраченное» именно здесь, в летней императорской резиденции, где праздники и развлечения играли далеко не последнюю роль, кажется реальностью, правда, смоделированной, по словам директора ГМЗ «Петергоф» Елены Кальницкой из «идей научного сотрудника, хранителя, дизайнера, архитектора, художника по свету».

Добавим, что над проектом работали 200 человек, в том числе театральные художники, лауреаты «Золотой маски» Глеб Фильштинский и Борис Каминский, и в результате кропотливой исследовательской и творческой работы — «Дело шло не быстро, — отметила директор, — потому что театральным художниками хотелось сделать красиво, а нам хотелось, чтобы все было точно и научно» — появился необычный музей-игра, который, можно не сомневаться, привлечет и заинтересует продвинутую молодежь, школьников, жизни не мыслящих без интерактивных технологий.  


9 залов отданы под музейное пространство нового типа, состоящее из визуальных инсталляций, световых и видеопроекций,  аудиоэффектов и, конечно,  уникальных экспонатов разных эпох — от личных вещей царей до старинных навигационных приборов, от подлинных театральных костюмов XVIII века до коллекции императорских велосипедов, да-да, в том числе и тех самых, с огромными передними колесами.


Расположенные в хронологическом порядке залы, каждый из которых посвящен отдельной «досуговой» теме, рассказывают о самых ярких событиях в петергофской истории. Так, в зале «Строить забавные дворцы» посетители  смогут пройтись по палубе  небольшого деревянного судна «Mon Coeur» и… увидеть царя Петра за работой, благодаря, разумеется,  технологии цифровой голограммы. В зале «Приятная прогулка на Бабигон»  виртуально погрузиться в идиллию сельской жизни, царившую на Бабигонских высотах во времена Николая I. В «Петергофском театре» — посмотреть  дивной красоты спектакль с механическими куклами, а особо любознательные сквозь прозрачный пол смогут увидеть настоящий театральный трюм с  поворотными кулисными механизмами.  Запрыгать от восторга перед «Водяной потехой» —  витриной с настоящим, пусть и весьма скромным по размерам,  фонтаном, — где при приближении посетителей к стеклу усиливается напор воды и меняются аудиовизуальные эффекты. Разумеется, побывать на «Петергофском празднике»: на макете Большого каскада, созданного с потрясающей точностью и мельчайшими подробностями в масштабе 1:87, воспроизведены реконструкция исторических иллюминаций и видеоинсталляция современного светового шоу, ежегодно собирающего в парке тысячи зрителей.

А еще можно полистать мультимедийную книгу с рассказами о жизни императорского двора — «чтение» это увлечет, можно не сомневаться, даже тех, кого трудно заподозрить в книголюбии, но  отказать себе в удовольствии наблюдать, как в буквальном смысле оживают картинки, вряд ли и у них получится.  А ответив на вопросы теста, выложенного на большой сенсорной панели, узнать, в свите кого из русских царей вы могли бы оказаться. Ваша покорная слуга от соблазна не отказалась: я — в свите Екатерины Великой. Даже подумать грустно, что могла прожить жизнь и так не узнать, кому я ровня.