Во времена Золотого века Голландии появился особый вид цветочного натюрморта — «ванитас», что означало «суета, тщеславие» и должно было отражать мимолетность и тленность жизни...



Всё прах и тлен...

Такие натюрморты могли называть учеными и подразделялись они на две вполне взаимосвязанные групп — «Vanitas vanitatis» и «Momento mori». «Суетные» натюрморты, в свою очередь, делили на три группы: прославление или осуждение власти и славы, процветание наук и искусств и, наконец, натюрморты на тему чувственных наслаждений.

А собственно мимолетность жизни должны были олицетворять на картинах живые или увядшие цветы и злаки, нежнейшие бабочки, ящерицы, а также «суетная» утварь, «избыточные» детали архитектуры или попросту черепа, песочные часы или музыкальные инструменты... Но главное на натюрморте, конечно, сами цветы: у каждого из растений, особенно цветущих, с давних времен было особое истолкование и символический смысл. Причем часто зависимый исключительно от воли заказчика: тюльпан, к примеру, мог означать мирское увлечение преходящими вещами, быть символом как любви, так и отказа... или просто изображать цветок, заказанный селекционером.

Дорого, хоть и недолговечно

Известно, что в конце XVIII века Екатерина II, приобретая художественное собрание лорда Уолпола, за парные натюрморты кисти Яна ван Хейсума уплатила сумму 1200 фунтов стерлингов — в два раза больше, чем за парные портреты кисти Рембрандта. И вряд ли здесь стоит иронизировать по поводу женского вкуса: через сто лет барон Ротшильд за картины Яна ван Хейсума будет платить дороже, чем за работы любого другого голландца.

Теперь заметим, что на нынешней выставке московская галерея «Модус Вивенди» представит 22 цветочных натюрморта кисти голландских и фламандских живописцев  XVII – начала ХVIII столетия. Среди них не только полотна сверхдорогого голландца Яна ван Хейсума, но и работы мастеров знаменитого семейства Брейгелей: Яна Брейгеля Младшего, Яна Питера Брейгеля, Фердинанда Брейгеля. А также Яна Баптиста Босхарта, Гаспара Питера Вербрюггена Младшего, Гуальтериуса (Воутера) Гисартса, Яна Филипа ван Тилена, Петера Кастелса III, Мишеля Джозефа Спекаерта, Эгидиуса Нейманса и даже фламандских женщин-художниц Алиду Витхоос и Якобу Марию Троост ван Никеле и других.

И более того — «мертвую природу», то бишь натюрморты окружают на нынешней выставке живые цветочные композиции. Несмотря ни на что, с голландскими тюльпанами. И не только посмотреть — полюбоваться, но и расшифровать непростой язык цветочной символики.
 


Язык цветов

Символическое значение цветов определялось в старину как теологической, так и светской символикой: например, анемон означал, с одной стороны — хрупкость и быстротечность жизни, с другой — ожидание и одиночество, гвоздика была и символом божественной любви, и знаком светского презрения, мак означал леность и праздность, а в светской символике — сон и гибель, лилия, с теологической точки зрения, означала, естественно, чистоту Девы Марии, а светская символика говорила, напротив, о гордости и чувстве превосходства.