В этом году «graFFFest» впервые в своей истории «соединит»  две европейские страны — Россию и Нидерланды. Случится это во время «Мультимоста Санкт-Петербург — Амстердам», в ночь с 19 на 20 июля. Но на фестивале будет и еще что посмотреть и чему удивиться.

Что еще ждет петербуржцев и гостей города в рамках «graFFFest 2013», как начиналась история этого международного события, а также об идеях искусства граффити, инновациях и немного о философии обозреватель «ВД» узнал от идеолога и президента арт-форума Светланы Петровой.

— Светлана, как родилась идея петербургского стрит-арт-форума?
— «graFFFest» — это продолжение фестиваля «Мультивидение» в направлении public screens — жанра паблик-арта: проекции произведений искусства в городской среде. Это популярное на Западе направление мы представили в Петербурге в 2007 году в проекте «Маленькое кино в большом городе» на Дворцовом мосту. А в 2008-м — на двух мостах через Неву. Событие собрало порядка 50 тысяч зрителей! А в 2011 году стартовал проект «graFFFest». Идея его появилась так: однажды к нам на «Мультивидение» итальянский уличный художник Blu прислал свой фильм, снятый в технике wall painted animation, — анимации, нарисованной на стенах. Фильм поразил меня и титаническим трудом мастера, и масштабностью искусства. Я подумала: «Можно внедрить кино и видеопроекцию в стрит-арт! Мультфильмы на разводном мосту — это тоже стрит-арт, только не рисованный, а спроецированный!» Так появился «graFFFest», главная тема которого — синтез цифрового и уличного искусств. У уличного и интернет-художника много общего в методах общения со зрителем. Так, встреча анимации и стрит-арта прошла успешно — и мы в третий раз проводим «graFFFest».

— Граффити — молодое искусство?
— Наоборот — древнейшее! Наскальная живопись — близкий родственник и прародитель граффити. Тогда люди впервые применили трафарет — человеческую руку. А в качестве краски использовали специальный порошок. А современное граффити появилось в 60–70-х годах прошлого века в бедных кварталах Америки. Первые граффитчики высказывали таким образом протест против социальной несправедливости. Сегодня граффити — это, в первую очередь, способ самовыражения художника и плюс к тому граффити — это искусство каллиграфии. А вот в стрит-арте художники часто выражают свое мнение о животрепещущих вопросах. Говоря о граффити, можно вспомнить о практике создания ready-made — «готового объекта». Когда Марсель Дюшан в 1919 году нарисовал усы Моне Лизе и поставил свою подпись на почтовой открытке с репродукцией, это не было ни хулиганством, ни вандализмом, как до сих пор полагают некоторые. Он пририсовал усы не картине, а дешевой репродукции, выпущенной огромным тиражом, то есть показал, что единственное, что делает некий объект произведением искусства, — это подпись художника. Граффитчики, не зная того, продолжили мысль Дюшана: превратили в объект искусства эту пресловутую подпись: ведь суть граффити — красиво написать свое имя. И у каждого граффитчика своя уникальная подпись — так называемый тег.

— В чем разница между паблик-артом и граффити?
— Паблик-арт, стрит-арт и граффити — вещи разные. На них можно взглянуть как на матрешку: одно является частью другого — паблик-арт включает стрит-арт, а граффити входит в стрит-арт. Граффити — это, скажем так, искусство для искусства: можно охарактеризовать это словами философа Иммануила Канта: «Искусство — это целесообразность без цели».

— Часто для обывателя непонятна граница между граффити и вандализмом — объясните ее, пожалуйста...
— Все просто: творчество, украшение окружающего мира — это граффити, стрит-арт. А разрушение и порча — вандализм. У уличных художников есть своя культура и этика. Если роспись красивая, качественная и подписана автором, никто из уважающих себя и своих соратников прикасаться к ней или портить ее не станет. Бывает, что объект граффити приходит в негодность сам по себе — это касается старых зданий и сооружений. Тогда уличные художники могут создать поверх этого другое произведение — это не выходит за рамки этики. Существуют места, где ребята рисуют традиционно, из года в год, одни рисунки поверх других — так называемые hall of fame. Получаются «живые», постоянно изменяющиеся уличные полотна. На улице Введенской, на Петроградке, например, есть скейт-площадка, где все расписано; рисунки, в основном, хорошие, постоянно обновляются. Это и есть диалог, интерактивность художников и публики, чем отличается уличное искусство от многих других жанров. И в нашем городе масса зданий, стен, которые находятся не в лучшем состоянии или не являются шедеврами архитектуры — при наличии на них произведений стрит-арта они выглядели бы симпатично и имели бы «свое лицо».

— На одном из фестивалей вы даже провели акцию против вандализма...
— Акция называлась «Музей стрит-арта под открытым небом». Мы расписывали рекламные щиты, но практически той же ночью пришли вандалы и часть щитов ободрали. Кто-то вырезал кусок работы и просто... унес домой. Тогда мы решили провести акцию «Стрит-арт против вандализма»: разместили плакаты, направленные на борьбу с уличным вандализмом. С одного из них к аудитории обращался мой рыжий кот Заратустра, интернет-звезда сайта www.fatcatrt.ru, с вопросом «Сколько мне жить, вандал?» Так мы провели параллель между осквернением произведений искусства и уничтожением живой природы, потому что искусство тоже дышит и хочет жить. К слову, цифровое интернет-искусство «обвандалить» нельзя: оно невещественно, это информация, и оно может находиться одновременно во многих носителях информации. Изменяя его на одном из носителей, мы его не уничтожаем, а обогащаем новыми смыслами и контекстами, поскольку любое обновление, дополнение — и есть диалог и интерактив между людьми. Но как только произведение обретает вещественную форму, превращается в оффлайн-объект, оно становится уязвимым...

— У искусства граффити, как и у любого другого, я уверена, есть душа, индивидуальность, внутренний мир. Как бы вы его описали?
— Внутренний мир искусства граффити я бы охарактеризовала видоизмененными словами великого Декарта: я рисую, следовательно, я существую. Произведения граффитчиков напоминают людям о том, что никто и ничто не потерялось в большом городе, что у каждого его жителя, здания, объекта есть душа и индивидуальность. Граффити и стрит-арт — это диалог между поколениями, традициями, между разными художественными формами. Кроме того, я считаю граффити красивым и самодостаточным направлением.

События арт-форума «graFFFest»

  1. В ночь с 19 на 20 июля — «Мультимост Санкт-Петербург — Амстердам»: на крыле разведенного Троицкого моста и на легендарном «Тощем мосту» Magere Brug через Амстел в Амстердаме будет показана программа короткометражных анимационных фильмов, собранных фестивалем «Мультивидение» и фестивалем «KLIK! Amsterdam». Зрители в Петербурге и Амстердаме смогут общаться друг с другом в реальном времени: экраны на мостах будут связаны телемостом. Тема мультфильмов: «Жизнь в большом городе» — это красивые, добрые и остроумные фильмы со всего мира.
  2. В рамках арт-форума пройдет конкурс анимационных фильмов, главными героями которых выступают кошки, — «Котэ на мостэ». Из профессионально сделанных роликов будет сформирована 10–15-минутная программа конкурса.
  3. С 12 по 18 июля пройдет мероприятие под названием «Посвящение Эшеру». Русские и голландские художники-граффитчики распишут бывшую промышленную трубу в Центре культуры «Красное знамя» в стиле оптической иллюзии, прославившей знаменитого голландского художника Эшера на весь мир. В результате появится один из самых высоких арт-объектов мира. Его высота составляет 75 м.
  4. 9 июля — роспись поднятого на поверхность земли старого вагона метро: питерские и голландские граффитчики на глазах публики превратят отслуживший свой срок транспорт в произведение искусства.
  5. С 1 июля и до конца месяца — акция «Их поменяли местами» в «Музее стрит-арта под открытым небом»: на рекламных щитах в центре города и в галерее AlGallery. Участники акции будут исследовать соотношение галерейного и уличного искусства путем рокировки художников: галерейные авторы будут показаны на улице, а уличные — приглашены в галерею. Известные современные художники, сделав арт-плакаты для щитов, выведут галерейное искусство на улицу. А уличные мастера создадут работы для стен арт-галереи.