Временная, но долгосрочная экспозиция, представляющая немецкое искусство XX века, откроется в Эрмитаже 25 мая. Коллекция произведений немецких экспрессионистов и неоэкспрессионистов — как характеристика эпохи, и возможность прочувствовать современное национальное искусство.

  • Otto Dix, Ursus im Steckkissen, 1927, watercolor on pencil on cardboard, 26 x 37 cm  (C) VG Bild Kunst/OSDEETE Athens 2013

Экспозиция представляет 26 работ из коллекции Джорджа Эконому, которому принадлежит крупнейшее собрание графики и живописи важнейших художников немецкого экспрессионизма и новой вещественности 1920-30 годов. Эконому подбирает работы для коллекции, используя, по сути те же принципы, на которые опираются экспрессионисты —  через призму эмоций, на основе личного отношения и пристрастий.

Название выставки — «Против света» заимствовано из творчества Пауля Целана, поэта послевоенной Германии, который поднимал вопросы гуманизма и эстетических ориентиров. Возможно, сопоставив поэзию и живопись, удастся понять, как удержаться за теорию гуманизма, создавая работы в послевоенное время, в эпоху, когда, казалось бы, мир трещит по швам, а основные декорации — пустота и застывший страх в глазах людей.

Художники пытаются осмыслить ужасы прошлого и найти силы для борьбы с проблемами будущего. Именно поэтому, каждая из представленных в экспозиции картин, является живописным манифестом, где воедино сливаются искусство и политика.

  • Conrad Felixmüller, Der Bettler von Prachatitz, 1924, watercolor and gouache over pencil laid on paper, 50 x 64.5 cm(C) VG Bild Kunst/OSDEETE Athens 2013

Условно выставку можно разделить на 3 секции: искусство довоенной Германии — Август Макке, Эрнст Людовиг Кирхнер и Эрих Хеккель (одни из ярких представителей становления экспрессионизма в Германии); поствоенное — Отто Дикс, Кристиан Шад, Вальтер Граматте, Георг Гросс, Рудольф Шлихтер, и неоэкспрессинизм, вдохновленный творчеством предшественников, и представленный на выставке в работах Георга Базелица. Такой временной промежуток дает возможность поэтапного погружения в основное направление западноевропейского искусства ХХ века.

Обращаясь к дате написания, каждой из работ коллекции Эконому, интересно отследить индивидуальность и приемственность, конфликты и внутренний диалог художников в рамках экспозиции. Находясь под впечатлением от Винсента ван Гога и Эдварда Мунка, немецкие экспрессионисты пронизывают свои работы зашкаливающими эмоциями через фигуративность, образность и насыщенные цвета.

Художники избавляются от идеализации действительности, прибегая к социальной критике, отражают судьбу общества через индивидуальный взгляд. Это можно заметить в работах Отто Дикса: «Дама в меховом пальто» наводит на размышления об образе жизни и «легкости поведения» героини портрета, в «Маниакальном убийстве», где в скрытом наполовину лице, совершившего преступление, отражены все последствия войны — безумие и нищета. Рудольф Шлихтер создает некий автопортрет — «Художник с двумя повесившимся женщинами», изображая себя в образе художника стороннего наблюдателя, и в то же время, непосредственного свидетеля трагедий своей эпохи.

Последним, но при этом центральным аккордом экспозиции стала работа Ансельма Кифера — «Темпельхоф» (2011 год) . Темпельхоф (в переводе «храмовой двор») служил во время Второй Мировой войны воздушным мостом, помогая мирным жителям Берлина не погибнуть от голода во время войны. Масштабное полотно Кифера подтверждает актуальность художественных парадигм, отраженных в работах немецких экспрессионистов 20-30 годов.

  • Anselm Kiefer, Tempelhof, 2011, oil, acrylic, terracotta, lead and salt on canvas, 330 x 60 cm(C)  the artist, Photo: Ben Westoby, Courtesy White Cube

Выставку можно посетить до 20 января 2014 года.