Журнал «ВД» открывает рубрику: Символы Петербурга в их развитии, истории и сегодняшнем дне.

Накануне Нового года самое время задуматься о том, что «день грядущий нам готовит». Следующий, 2013, год не только год 400-летия династии Романовых и перекрестный год России и Великобритании, но и юбилейный для северной столицы – год 310-й годовщины со дня основания Санкт-Петербурга.

Журнал «ВД» решил сделать собственный подарок любимому Петербургу и открыть рубрику, посвященную тому, что раньше назвали бы петербургскими символами, а сегодня – модным словом «бренд», которое обозначает не только торговую марку, но еще и образ, отражающий главные достижения производителя. Символы Петербурга в их развитии, истории и сегодняшнем дне мы и решили представить на страницах «Вашего Досуга».

Легенда о землянике

В 1812 году крепостной садовник графа Шереметьева неслыханно удивил гостей, подав к рождественскому столу свежую землянику. Потрясенный граф спросил, чем он может отплатить преданному работнику за столь добросовестный труд. В ответ садовник попросил вольную. Граф дал вольную и сто рублей подъемных – неслыханные по тем временам деньги. А бывший уже крепостной отправился с семьей пешком в Петербург, где купил мешок апельсинов и вышел торговать ими на Невский проспект. Садовника звали Петр Елисеев.

А всего через несколько десятилетий, благодаря этой землянике, блестяще образованные, свободно говорящие на нескольких языках братья Сергей, Григорий и Степан учредят Торговый дом купцов Елисеевых с капиталом в 3 миллиона рублей и к 90-летию династии откроют великолепный гастроном на месте первой сделки легендарного предка.

Две столицы

Первый фирменный Елисеевский магазин был открыт в Первопрестольной, на Тверской улице, в 1901 году. Петербургский «Елисеевский» открывали позже, в 1903-м, зато к юбилейной дате – 90-летию торговой династии купцов Елисеевых! Вот как писал В. А. Гиляровский в «Петербургской газете» о том, что происходило на Невском проспекте 7 сентября 1903 года: «…C утра толпы народу запрудили улицу, любуясь на щегольской фасад нового стиля с фронтоном, на котором вместо княжеского герба белелось что-то из мифологии. На тротуаре была толчея людей, жадно рассматривавших сквозь зеркальные стекла <...> Горами поднимаются заморские фрукты... Перламутром отливают разноцветные обитатели морского царства – жители неведомых океанских глубин, а над всем этим блещут электрические звезды на батареях винных бутылок, сверкают и переливаются в глубоких зеркалах, вершины которых теряются в туманной
высоте…»

Семейная архитектура

Купцы Елисеевы были людьми семейственными в подлинном смысле этого слова. Вот, например, дочь Григория Елисеева вышла замуж за архитектора Гавриила Васильевича Барановского, и тому сразу поручили спроектировать сначала доходный дом Елисеевых на Фонтанке, 64, а потом и Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» на Невском, где и откроется петербургский Елисеевский магазин. И архитектор не поскупился на богатство в оформлении магазина – здание в стиле модерн с несколькими огромными скульптурами, витражи на окнах, лепнина, позолота внутри, огромные хрустальные люстры в виде виноградных лоз. Дворец по-купечески, посреди помпезной классической архитектуры, выполнял свою задачу: привлекал посетителей и покупателей. Как мимо такого пройдешь?!

Под одной крышей

Новый магазин восхищал горожан и приезжих не только роскошью: не случайно наружные углы магазина украшают аллегории Торговли, Промышленности, Искусства и Науки (скульптора А. Адамсона). На первом этаже здания располагался магазин «колониальных товаров», на втором – театральный зал театра «Невский фарс», на третьем – ресторан. Здесь можно было купить все: начиная от свежих трюфелей и горячих пирожков до свежайших, «утром выловленных», устриц. А в «Невском фарсе» ставили пьесы легкого, игривого, а нередко и фривольного содержания. Здесь, в «Елисеевском», можно было вкусить и хлеба, и зрелищ. Так что сменивший «Невский фарс» Театр Комедии тоже начинался с гастронома.

Елисеев на Мадейре

В 30-е годы XIX века, чтобы не платить лишнего перекупщикам, Петр Елисеев отправился в «жаркие пояса» за товаром. По дороге его корабль был вынужден остановиться на острове Мадейра, чтобы пополнить запасы питьевой воды и продовольствия. Случилось так, что корабль домой ушел без хозяина, а сам Петр Елисеев на несколько месяцев остался на острове, желая лучше ознакомиться с винодельческим процессом. И когда корабль вернулся за хозяином, Петра Елисеева, по слухам, подняли на борт в бессознательном от дегустаций состоянии. Зато в его похмельной голове были знания о всем винодельческом процессе, а в трюме – лучшие португальские вина!

А главные винные погреба Елисеева в Петербурге находились на Васильевском острове, прямо при таможне – говорят, это был целый подземный город, заполненный винами всего мира.

Свежайшее!

Елисеевский магазин славился тем, что здесь торговали фруктами высочайшего качества и «наипервейшей» свежести. При любом намеке на брак – будь то лопнувшая кожура, пятнышко, зеленый бочок, продукты на прилавок не поступали. Но выбрасывать их было нельзя, потому что, не дай Бог, пройдет слух, что у Елисеевых товар «спортился». Вот и вынуждены были приказчики, прежде чем уйти домой, иной раз через силу, поглощать подмятые фрукты: апельсины, маракуйю, папайю и персики.

Братское богатство

С 1841 года делом Елисеевых управляли три брата – Сергей, Григорий и Степан. Они объездили полмира, свободно говорили на нескольких европейских языках, имели сюртуки лучшего английского сукна, лучшую обувь, лучшие часы и сигары – и дома на Большой Морской и Мойке. Братья следили за хорошо поставленным делом и преумножали богатство: семнадцать многоэтажных доходных домов в Петербурге, конный завод в Орлов-
ской губернии, огромные плантации винограда в Крыму. Благодаря финансированию селекционных работ была выведена семенная рожь сорта «елисеевка». За 1903–1913 годы Елисеевы уплатили государству пошлину в размере 11 миллионов рублей. Много денег шло на благотворительные цели: учредили богадельню для купеческого и мещанского сословия и даже воздвигли на Охте храм во имя Казанской Божьей Матери.

Советское – значит отличное

В советское время «Елисеевский» на Невском именовался среди горожан как «Гастроном № 1». Приезжие и жители Ленинграда-Петербурга, оказываясь в центре, обязательно сюда заходили – кто просто посмотреть на магазин-дворец, таинственно спрятавшийся за яркими оконными витражами, а кто купить чего-нибудь свеженького и вкусненького «от Елисеева». Этот обязательный ритуал горожане соблюдали, чтобы повысить самооценку и приобщиться к давно потерянной культуре потребления, а людям из глубинки «Елисеевский» казался и вовсе чудом. Здесь отоваривались дефицитными продуктами – мандаринами, бананами, икрой, твердокопченой колбасой – по спискам (и спецценам) представители ленинградской партийной и административной элиты.

Новый «Елисеевский»

Современный «Магазин Купцов Елисеевых» открылся после реконструкции 8 марта 2012 года. Продолжая традиции Елисеевых, в отделах, окруженных лепниной в позолоте, представлены товары местного и заграничного производства. На 1-м этаже восстановлены 33 м прилавков для развесной продукции. На 12 этажерках – более 3000 видов эксклюзивных товаров от лучших мировых поставщиков. В «Елисеевском» 6 отделов: мясной, рыбный, кондитерский, отдел вина и сыра, пекарня и отдел чая и кофе. Как и 100 лет назад, рыбный и мясной отделы изобилуют деликатесами, но ассортимент стал шире: итальянские колбасы, салями и ветчины, около 20 видов хамона, колбаса из оленины и дикого кабана, даже мясо бизона, выращенного на зеленых полях Астурии! В рыбном отделе продавцы коптят рыбу, используя ароматный дым. А еще в продаже традиционное русское лакомство – черная осетровая икра, но особой торговой марки – «Купцов Елисеевых».  И открылись два ресторана: «Мезонин» и «Склад № 5», названный так, потому что именно здесь в начале XX века находились склады колониальных товаров и лучший в Европе винный погреб.

Сладкая жизнь...

Григорий Елисеев с детства был неравнодушен к сладостям. Но его нянька, Тамара Петровна, держала все сладости под замком. Каждый день она торжественно открывала шкафчик и давала маленькому Григорию четвертинку кусочка сахара.

Спустя 30 лет, когда Григорий стал богатым предпринимателем, он построил собственную шоколадную фабрику. Производство находилось в домах Елисеева, чтобы Григорий мог в любой момент проследить за процессом, поучаствовать в создании новой рецептуры и продегустировать любимое лакомство.

...с французским вкусом

Сегодня в «Магазине Купцов Елисеевых» богатейший ассортимент кондитерских изделий: шоколад из Англии и Италии, восточные сладости из Турции, мармелад из Франции, коллекция макарон собственного производства и многое другое. Кондитер Елисеевского магазина – француз Кристоф Фригара – работал в ресторанах, отмеченных Мишленовскими звездами, и, заинтересовавшись кондитерскими рецептами известного гастронома, он, по сохранившимся дневникам Петра Елисеева, воссоздал и усовершенствовал старинные лакомства. Как и 100 лет назад, все сладости изготавливаются вручную. Ингредиенты для них привозят со всего мира: корицу – со Шри-Ланки, имбирь – из Китая, ваниль – с Мадагаскара, мускатный орех – с Молуккских островов. А пекарней «Елисеевского» заведует Николя Герсио, потомственный пекарь в четвертом поколении. К открытию магазина ежедневно выпекается более 20 видов хлеба: итальянские фокаччи, французские багеты, круассаны, хлеб зерновой и королевский, с оливками и сушеными томатами, классический и по авторским рецептам.

При подготовке статьи были использованы материалы, предоставленные «Магазином купцов Елисеевых»