О том, почему венецианские художники похожи на петербуржцев и чем дышит современное итальянское искусство, расскажут почти четыре сотни экспонатов выставки «Viva Italia!» в ЦВЗ «Манеж».

Последняя крупная экспозиция итальянского искусства XX века случилась в «Манеже» почти два года тому назад. Вероятно, многие посетители выставки тогда сделали неожиданное открытие: оказывается, на великих титанах Возрождения итальянское искусство, к счастью, не закончилось, а итальянская живопись XX века – это не только легендарный футуризм, столь любимый Муссолини, но и десятки художественных направлений: спациализм, «МАК» (итальянский абстракционизм), «ядерная живопись» (итальянский вариант ташизма), примитивизм, метафизическая живопись... Собственно, и нынешняя выставка, которая представит новейшее искусство Пиренеев, столь же многогранна, как и предыдущая: мастера из Рима, Милана, Венеции, Турина, Флоренции, Катании и других городов представят фигуративную и абстрактную живопись, скульптуры и объекты, фотографии и инсталляции самых разных направлений – «киноживопись» и «ирреалистический реализм», ультрапоп и сюрреалистические композиции… Дыхание современной Италии, многообразной, как ее природа, и полисемичной, как европейская культура в целом, почувствует каждый посетитель этой огромной экспозиции.

Притяженье отраженья

Венецианские художники объединились для этой выставки совсем не случайно: есть в них что-то общее с петербуржцами – особая, почти болезненная привязанность к собственному городу и особое, «лица не общее выраженье». Куратор венецианских художников Афродите Ойкономиду считает, что каждый из пяти современных мастеров, приехавших в Петербург, представляет одну из особенностей Венеции: Фабио Бьянко – роскошь, Давид Дала Венеция – театральность, Соня Рос – страстность, Лючия Веронези – изящество, Клаудиа Дзурьято – прозрачность города, почти полностью отраженного в воде… И еще одна черта, объединившая этих художников: венецианцу невозможно отказаться от классического наследия, как и петербуржцу – это у него в крови! Волей-неволей в самом современном произведении искусства художник обращается к тому «культурному капиталу», который накопила Италия за прошедшие тысячелетия. Это вы почувствуете не только в реалистических полотнах, но и в абстрактных композициях, например, в уникально красивых фантазиях Сони Рос.

 

 

Все грани

Объединить остальных художников этой выставки можно разве что по одному признаку – они из Италии (кстати, не все из них «коренные» итальянцы). Потому что современное искусство отличает не стремление «объединиться в школы» и не жажда «следовать манифесту». Все это осталось в предыдущей эпохе искусства. Новейшее искусство выражает «Я» в его абсолюте – каждый «следует» или экспериментирует, изобретает или продолжает только в соответствии со своими собственными взглядами. Например, «реалист нереального мира» Леонардо Кабони из Рима создает мир магических образов, напоминающих сюрреалистические фантазии, Андреа Фумигалли из Милана – последователь искусства «ультрапоп» - использует в своих работах приемы рекламы и промышленного дизайна: реплики классической живописи в его работах могут соседствовать с персонажами японской манги и даже шоу-бизнеса. Пьер Паоло Бандини экспериментирует в смешанной технике, считая сам поиск художника целью его творений. Медик-хирург по образованию и переводчик, Пьер Аугусто Бреччиа создает философские картины-образы, неожиданные и яркие, как витражи. Сильвано Констанца из Пьемонта (художник, фотограф, историк, писатель, драматург, журналист), продолжая традицию «редимейд», придумывает образы, в которых товарный штрихкод может превратиться в живописное полотно, а этикетки консервных банок – в инсталляции и фрески. А именитого Уго Несполо из Турина, мастера экспериментального кино, фотографа, живописца, отличает особое чувство юмора, создающее его «фирменный стиль». И это лишь небольшая часть выставки…

Ах, этот климат!

Выбор времени и места для этой итальянской экспозиции особенно удачен. И не только потому, что продолжается самый солнечный «перекрестный год» - итальяно-испанский. И не только потому, что «Viva Italia!» просторно займет одну из самых больших выставочных площадок Петербурга. Но и потому, что она «оккупирует» столь редкий для дождливого Петербурга солнечный сезон, дополнив энергию светила итальянской энергетикой и красочностью. Удивительно, но, несмотря на особенную агрессивность нашего времени, современное искусство Италии производит удивительное впечатление. Кажется, сам климат и красота этой страны формируют особый взгляд итальянских художников – невероятно солнечный и позитивный. Остается только «зарядиться» этой энергией, посетив петербургский «Манеж».