Как известно, бывших спецназовцев не бывает. Вот и герою Дензела Вашингтона Роберту Макколлу в новом триллере «Великий уравнитель» не удается жить спокойной жизнью продавца супермаркета.

Заступившись за едва знакомую девушку, ему приходится разбираться с бандитами и ЦРУ-шными оборотнями в погонах. У руля этого проекта стоял Антуан Фукуа — тот самый, что снял «Тренировочный день», знаковый для Дензела Вашингтона фильм.

— Дензел, вы рады были вновь поработать с режиссером Антуаном Фукуа?

— Ну, конечно. Он вообще отличный парень, с ним интересно общаться и работать. Но не стоит забывать, что его «Тренировочный день» принес мне «Оскара» (первого «Оскара» Д. В. получил за 11 лет до фильма Фукуа — за роль второго плана в фильме Эдварда Цвика «Доблесть» о гражданской войне. — «ВД»). Никогда не забуду, как на следующий день после церемонии пошел в тренажерный зал, и один парень, афроамериканец, сказал мне: «Это ты вчера выиграл “Оскар”? Вау, если ты здесь, среди нас, значит, и у нас есть шанс выиграть в этой жизни!» Я был невероятно счастлив осознавать, что моя частная победа дала другим, и в первую очередь афроамериканцам, надежду на лучшую жизнь.

— Но все-таки вашу жизнь «Оскар» изменил?

— Да нет, пожалуй. Разве что мой агент смог увеличить мой гонорар. Это, конечно, неплохо, но не так уж важно для меня.

— А что важно?

— Признание коллег… Знаете, у нас дома есть своего рода библиотека, где находятся не только мои награды, но и все призы, которые выиграла наша семья. Мне нравится там находиться. И не потому, что я тешу свое самолюбие, гордыню. Нет, в этих наградах — признание нашего труда и нашей добросовестности.

— Вы всегда хотели быть актером?

— Нет, что вы! Я думал стать врачом или журналистом, а в детстве мечтал стать футболистом. Но… Когда я еще учился в школе, к моему отцу — он был священником — однажды пришла прихожанка и сказала: «Ваш сын будет “поучать” миллионы людей!» Конечно, тогда я не придал никакого значения ее словам. А уж тем более не думал об актерстве — в мое время, кроме Сиднея Пуатье (первый чернокожий актер, гонорары которого не уступали заработкам белых. — «ВД»), не было афроамериканских кинозвезд. Но и потом, уже учась в колледже, посещая курс драматического театра, я не мог помыслить о Голливуде, моей мечтой было зарабатывать $650 в неделю на Бродвее.

— И все же вы стали кинозвездой, очень успешным и состоятельным человеком, добились успеха…

— Успех… Что такое успех? Для каждого это значит что-то свое. Для меня успех связан с моим внутренним миром. Когда мне исполнилось 50 лет, я по-новому взглянул на жизнь. Вы только вдумайтесь в простые цифры: у нас есть шанс прожить 80 лет, а это почти 30 000 дней. Большую часть из них я уже прожил, и теперь мне хочется получать удовольствие от каждого подаренного мне Богом дня. От возможности окунуться в океан, от возможности сыграть в шахматы с другом. От того, что рядом со мной мои дети, моя жена…

— Вряд ли вашу семью можно назвать обычной, в плане ежедневных совместных ужинов…

— Да, конечно, но я всегда стремлюсь быть со своей семьей, как только могу. Но, надо сказать, мой отец тоже много работал и мало бывал дома. Он не был тем отцом, который играет с сыном в мяч на заднем дворе. Но он был набожным христианином, трудолюбивым, сдержанным и нежным человеком, и для меня это значило гораздо больше.

…Когда меня спрашивают, каково быть кинозвездой, я всегда отвечаю: «Нет, для начала я — просто человек». Как здорово сказала Джулия Робертс: «Я — обычный человек, который имеет экстраординарную работу». Я всегда думаю о том, что определенные способности дал мне Бог, и это делает меня скромным. Поэтому я предпочитаю вкладывать деньги в благотворительность. Это гораздо важнее, нежели покупать лишние часы или тратить деньги еще на какую-то ерунду. Это то, чему учит Библия. Надо помогать людям и, разделяя ответственность за кого-то, быть от этого счастливым.

— Дензел, когда вы читаете сценарий, что для вас является самым важным?

— Надежда. Не хеппи-энд, а та самая вера в будущее, о которой говорил тот парень в спортзале. Но, кстати, я ничего не имею против и так называемого развлекательного «попкорнового» кино. Когда-то, очень много лет назад, я снялся в фильме «Клич свободы» Ричарда Аттенборо. Это история мученичества одного из величайших героев апартеида в Южной Африке. Отличный фильм (дал Д. В. первую номинацию на «Оскар». — «ВД»), но в прокате он провалился. Я пожаловался на это своему другу-врачу. И он сказал мне: «Дензел, передо мной каждый день проходят страдающие от боли люди. Случаются дни, когда я теряю кого-то из своих пациентов. И если я иду в кино, мне хочется смотреть истории про жизнь, а не про смерть, хочется посмеяться, потому что нет лучше лекарства, чем смех». И он был прав. Время от времени замечательно пойти на какой-нибудь фильм, прихватив с собой ведро попкорна… Но и мне, как актеру, иногда хочется отойти от тяжелых ролей.

— Да, ровно год назад мы смотрели комедийный боевик «Два ствола», где вы с Марком Уолбергом играете двух полицейских...

— Я так смеялся, когда читал сценарий! Редкий случай, поверьте мне. Мне очень понравился мой агент под прикрытием, Бобби-со-связями, который может достать для вас все, что угодно: «шевроле» 1963 года, бутылку вина 59-го, квартиру в Гималаях. У него везде есть «один хороший знакомый». «Два ствола» мне подарили встречу с техническим советником управления по борьбе с наркотиками Ричардом Вудфорком — от него я столько интересного узнал о борьбе с наркокартелями! После этого я только и мог у него спросить: «Как же избежать пули, которая может вас достать каждый день?» Думаю, люди, которые становятся агентами, — мужчины, женщины, не важно, — в каком-то смысле адреналиновые наркоманы. Они находятся в опасных ситуациях и получают от этого кайф.

— Роль Бобби потребовала от вас нешуточной физической нагрузки. Насколько я понимаю, в этом смысле съемки в «Великом уравнителе» были ничуть не легче...

— И это здорово. Я не представляю свою жизнь без спорта, особенно без бокса и боевых искусств. И я в форме, поэтому предпочитаю многие трюки выполнять сам. Но, на самом деле, в «Великом уравнителе» экшн не самое главное. Сценарист Ричард Уэнк написал отличную историю про человека, вынужденного убивать. Но все-таки мне хотелось не только драк, пушек, крови. Для меня была гораздо важнее предыстория моего героя — крах его брака, его нежелание возвращаться к своему прошлому. Мне хотелось понять, кто он, этот Роберт Макколл? Что с ним не так? Как он в итоге смог победить своих врагов? Макколл отнюдь не идеальный супермен, который всегда готов на подвиг. Нет, у него масса проблем, которые он пытается преодолеть. Например, я придумал, что Роберт страдает обсессивно-компульсивным расстройством (характеризуется развитием навязчивых мыслей, воспоминаний, движений и действий, а также разнообразными фобиями. — «ВД»). Мы не смакуем его состояние, но, когда будете смотреть фильм, обратите снимание на сцену в кафе, как он, например, кладет в чайник пакетик. На мой взгляд, такие нюансы добавляют моему герою трогательности. И тогда становится понятно, что потянуло его к Тери, этой молодой проститутке, — он просто почувствовал, что они оба одинокие, разочарованные души. Конечно, после этого он не может бросить ее в беде…

— Придя вот так однажды ночью почаевничать, ваш герой не ожидал, что в течение нескольких часов его жизнь изменится. В вашей жизни был такой «час икс»?

— К сожалению, для всех нас днем, разделившим жизнь на «до» и «после», стало 11 сентября. Я тогда на Морской базе в Коронадо (округ Сан-Диего в штате Калифорния. — «ВД») снимал фильм «История Антуана Фишера». Помню, я встал рано утром, чтобы подготовиться к съемкам, и, прежде чем отправиться работать, решил посмотреть новости. Вот это то утро, которое я никогда не забуду.

— Вы часто оглядываетесь в прошлое?

— Нет. Прошлое оно и есть прошлое. Я могу вдруг задуматься, что я сделал и почему именно так, а не иначе, но в любом случае никогда не сижу без дела, ища причину. Хотя бы потому, что, даже если я найду ее, буду ли я уверен, что нашел правильную причину?

— И все же, если бы вам дали возможность вернуться в прошлое, вы бы что-то изменили в нем?

— Не знаю. Пожалуй, нет. Нельзя требовать от жизни слишком многого. Когда мы молимся о дожде, надо быть готовым иметь дело и с грязью…

— Вы религиозный человек?

— Не религиозный, а верующий — так будет точнее. Дело в том, что у большинства из нас своя религия, но ведь не может быть Бога для иудеев, Бога для христиан и так далее. Есть просто Бог. В которого ты веришь. Или не веришь. Но это тоже, кстати, вера, вера атеиста.

— Как вера влияет на вашу жизнь?

— Поскольку я вырос в семье священника, для меня вера неотъемлема от обыденной жизни. Я стараюсь читать Библию почти каждый день, для меня это «бестселлер № 1». Причем, читаю я утром, настраивая себя на день грядущий. Потом я делаю дыхательные упражнения, ведь дыхание — это первое, что мы узнаем, когда приходим в этот мир… Вера помогает мне понимать, что внешние обстоятельства не диктуют мое счастье, мой внутренний мир. Она напоминает мне, что я не совершенен, а значит, не имею права судить других. И она учит смирению…

Благодарим за помощь при подготовке материала кинокомпанию WDSSPR.