16 ноября в киноцентре «Родина» состоялась премьера фильма Анны Чернаковой «Собачий рай». Действие картины происходит в переломном для СССР 1953 году, однако кино не про смерть тирана и не про ужасы ушедшей эпохи. Фильм про маленьких детей, которые живут в своем мире, где главным становится мечта о потерянной собаке.

VashDosug.ru побеседовал с режиссером и художником и сценаристом , которые рассказали, как это — снимать фильм о детстве.

Съемки фильма «Собачий рай».

— Главные герои вашего фильма — дети. Скажите, пожалуйста, в чем специфика работы с маленькими актерами? Были ли какие-то проблемы?

А. Ч: Никаких проблем не было. Работать с детьми на съемочной площадки — одно удовольствие. Конечно, есть и своя специфика, поэтому у них был воспитатель. Кроме того, мы понимали, что им нужен отдых, разрядка. Иногда это вызывало некоторое неудовольствие съемочной группы, но я посчитала, что это необходимо. Маленький актер или большой актер — разницы нет, но к каждому должен быть индивидуальный подход. Нам очень хотелось, чтобы дети не уставали, хотя все равно рабочий день получался длинным. Зато мы их подкармливали, играли с ними. Если у них была возможность покататься на тележке, которую мы сделали для одной из сцен, я разрешала им это. Взрослым актерам я, конечно, такое не позволила бы.

— Не хотите ли вы сказать, что у маленьких актеров больше привилегий, чем у взрослых?

А. Ч: Да, несомненно.

А. А: И с этим, кстати, вся группа была согласна. Все взрослые актеры прекрасно понимали разницу.

— Александр Артемович, в процессе написания сценария вы представляли себе, кто будет играть главные роли?

А. А: Нет. Вообще, когда я писал сценарий, то не думал, как это будет реализовываться. Сценарий это некоторым образом идеальное представление о фильме. Поэтому любой сценарист всегда скажет, что сценарий был лучше, чем в итоге получилось кино.

А. Ч.: Мне кажется, мы приняли правильное решение, с которым нащи художники-постановщики — Александр Артёмович и его коллега Настя Каримулина — согласились: съемки проходили в павильоне. Нам было сложно снимать в реальном московском дворе в проезде Серова. Дело в том, что мы снимали фильм-воспоминание. И чтобы создать это ощущение, эту атмосферу, нужен был полный контроль над пространством, декорацией. Нам нужно было точно знать, как это будет выглядеть, что какого будет цвета. Было гораздо проще получить этот контроль, построив тот двор, который хотелось; сделать тот солнечный свет, который представлялся. Это было совершенно сознательное решение, и я подозреваю, что Александр Артёмович не думал об этих технических вещах, когда писал сценарий. Сценарий это лишь промежуточный продукт. Поэтому всегда наступает новый этап, когда на основе сценарного материала возникает режиссерская интерпретация. И слова тогда превращаются в образы, звуки; персонажи обретают плоть.

Съемки фильма «Собачий рай».

— Посмотрев фильм, можно сказать, что павильонные съемки работают на его смысловое содержание.

А. Ч.: Да. Мы хотели создать немножко искусственный мир, мир-воспоминание. Когда смотришь фильм, со временем совершенно забываешь, что это павильон. Однако, этот мир изначально нереальный. Эта история не могла быть рассказана языком или языком каким-то более земным, реалистическим, где стены с трещинами, где грязь под ногами, где везде портреты Сталина. Нет, мы рассказали про ту реальность, которую видели маленькие дети. Про ту реальность, которую рассказывает взрослый человек, вспоминающий свое детство. А что он помнит? Шляпку соседки, турник во дворе, крики «победа!», самокат, кортик, мечту о собаке.

— Сценарий сильно претерпел изменения во время съемок?

А. А.: Нет. Что-то сократилось, но — по мелочам.

А. Ч.: Мы старались бережно подходить к диалогам. Например, если что-то рождалось в импровизациях с актерами, Александр Артёмович был всегда рядом, и мы в любой момент могли спросить совета у автора. Сейчас такое редко бывает на съемочной площадке.

— А вы часто импровизировали?

А. Ч.: Бывало, мы что-то придумывали уже на месте. Например, в самом начале фильма идет длинная панорама, которая захватывает декорацию двора и часть софитов. Другими словами, камера показывает часть съемочного процесса. Мы решили, что изначально заявим такие правила игры: это немного нереальный мир. Хотелось это подчеркнуть четче. И дать голос автора.

— Как возникла идея сюжета?

А. А.: Сначала была идея двора, где реально жил покойный оператор Володя Чухнов. Он жил в проезде Серова, ныне Лубянский проезд. Я у него бывал в гостях. И в этом доме действительно жило много военных. Отец у него был маршал. Если обратить внимание на сцену в конце фильма, где все герои поют, то можно заметить, что у всех есть орденские колодки. Это значит, что все они, мужчины или женщины, прошли через войну. Образ этого двора был своеобразной отправной точкой для сюжета. А потом, когда появилась идея с собакой, все стало цеплять одно за другое, стали возникать истории владельцев пропавших вещей и так сложился целый сценарий.

Кадр из фильма «Собачий рай».

— Александр Артёмович, при написании сценария вы, возможно, мыслили и как художник этой кинокартины. Было ли представление о том, как будет выглядеть декорация?

А. А.: Представление, конечно, было, потому что я знаю этот реальный московский двор. Но в моем воображении балкон был и внутри двора, и выходил на фасад здания. Я знаю, что из этого дома видны кремлевские звезды, поэтому герой фильма мечтал их увидеть.

— В чем была основная сложность в вашей работе как художника?

А. А.: Нам — мне и Насте Каримулиной — нужно было все выстроить. Сроки были маленькие и время от времени появлялись всякие производственные сложности. Тем более, что в этом же дворе нам нужно было выстроить квартиры главных героев. Нужно было иметь возможность выходить на балкон. Поэтому одновременно было построено два павильона. Один был декорацией, где мы в основном снимали двор, а второй представлял собой интерьеры, где можно было снимать вид из окон, выходящих в этот самый двор. Но у нас была четкая организация производства, поэтому в итоге все состоялось.