Кадр из фильма «Солдаты удачи».

18 июля в Москве случилось беспрецедентное событие: премьера фильма «Солдаты удачи». На первый взгляд кажется, что ничего особенного тут нет – но ближайшее рассмотрение выдает ряд деталей, которые и делают прошедшее мероприятие особенным.

Итак... Во-первых, картина – совместное производство России и США.

Во-вторых, это хороший боевик олд-скул, с непременными погонями и положенными драками, но в том, настоящем, старом формате – не братьев Вачовски, но Сталлоне, а то и самого Чака Норриса, когда первичен не спецэффект, а действие героя, подчас даже интеллектуальное. Впрочем, критики обрушиваются именно на эту «старомодность» со знаком минус – а исполнитель главной роли , напротив, отметил положительную сторону, сказав, что «в ситуации, когда зритель уже давно пресыщен спецэффектами, наступило время вернуться к простому старому кино».

В-третьих, московская премьера состоялась на неделю раньше, чем в Штатах, что не только приятно, но и, хочется верить, симптоматично.

Премьерный показ фильма почтили своим присутствием зарубежные исполнители главных ролей: Кристиан Слэйтер, и Винг Рэймс. , Чарли Бьюли и не смогли посетить московский показ, но это ничуть не умаляет очарования их игры в самом фильме. С нашей стороны картину представлял режиссер и его супруга, Оксана Коростышевская, исполнительница главной женской роли. Кстати, в одном из интервью, посвященных выходу картины, Шон Бин с удивлением отметил, что впервые сталкивается с практикой, когда один и тот же человек, а именно Максим, является и продюсером, и режиссером, и оператором. К этому удивлению хочется присоединиться, тем паче, что в титрах и на премьере в качестве продюсера и оператора выступали совсем другие люди.

Актриса на премьере призналась, что очень волновалась от того, с партнерами какого высокого уровня ей придется работать. Но роль Сесилии, борющейся за независимость простого пограничного острова, прописана настолько схематично, что даже не обладай Коростышевская никаким талантом, ей не удалось бы эту роль испортить. Эта же схематичность, и даже, пожалуй, исключительная функциональность, избавила картину от обязательной любовной линии: Сесилия появляется, втягивает Крэйга Макензи (Кристиан Слэйтер) – бывшего участника афганской войны, нынче прозябающего в безвестности, – в свои освободительные дела, пообещав за это хорошие деньги и выброс адреналина. По ходу действия она несколько раз пересекается с прочими героями, даже оказывается спасенной одним из них – но не более того.

Кадр из фильма «Солдаты удачи».

Кроме того, у Сесилии есть брат по имени Эрнесто, которого быстро расстреливают в упор из танка, после чего все плачут и мстят. Несмотря на то, что описанное отдает идиотизмом, в таких мелочах и таится совсем не дьявол, а самый смак киноленты. Как же еще могут звать на постсоветском пространстве героя-островитянина, борющегося за свободу, как не Эрнесто?! Конечно, у режиссера, воспитанного на советских фильмах о войне, героя сопротивления должны расстрелять из танка в упор. Так же, как и главная злодейка, естественно – рослая блондинка, истинная арийка. Эти цитаты из прошлой жизни полновесно разбавлены приметами современности: гонки на водных мотоциклах, яхта русского металлургического магната Демидова (Шон Бин) в очертаниях которого недвусмысленно угадывается Роман Абрамович, бесконечные кровавые компьютерные игры их гениального изобретателя Сина (Доминик Монаган), с которыми он не может расстаться даже в военном лагере. Как никогда здесь уместна строчка «Машины времени», гласящая: «наше общее детство прошло на одних букварях» – и этим-то и объясняющая приятие или неприятие фильма в целом.

Вся эта пестрая компания – уже упомянутые персонажи плюс «золотой мальчик» Вандербир с Уолл-стрит (Чарли Бьюли), угрюмый торговец оружием Гримо (Винг Рэймс) и в пятый и последний раз женатый миллионер Хаусман (Джеймс Кромвелл) – обладает огромными деньгами, соскучилась по настоящим мужским играм «в войнушку» и берется выполнить «учебное задание»: доставить на остров оружие, столь необходимое повстанцам. Бедный Крэйг Макензи, единственный здравомыслящий вояка среди прочих героев, должен обеспечить избалованным «солдатам удачи» безопасность – насколько вообще уместно говорить о безопасности в условиях гражданской войны. Еще на подступах к острову лодка с телохранителями богачей взрывается, так что Макензи и финансовые воротилы оказываются один на один с суровой реальностью. Далее, как положено, следует ряд предательств и перерождений, просыпается настоящая мужская дружба, способность к взаимовыручке и даже самопожертвованию.

В результате каждый получает то, что хотел и за что боролся (собственно, даже смерть приходит именно к тому, кто ее искал). Мужчины поднимают тост за своего погибшего товарища, даже грустная Сесилия улыбается, а в небо взлетают яркие ракеты фейерверка – Коростышевский смилостивился над своими героями и за все мучения по системе Станиславского наградил их в финале небом в алмазах.