В Государственном детском музыкальном театре «Зазеркалье» — премьера. Не так давно исполнилось 50 лет со дня выхода завершающей книги легендарной истории о Незнайке и его друзьях. Накануне первого спектакля «Приключений Незнайки» «ВД» встретился с художественным руководителем «Зазеркалья» народным артистом России Александром Васильевичем Петровым.

— Александр Васильевич, почему среди такого огромного количества еще не освоенных детских сказочных сюжетов вы выбрали именно сказку Николая Носова?

— «Незнайка» — это не просто книга, это совершенно уникальное явление. Образ этого сказочного героя и этого необыкновенного мира — этакого государства в государстве — оставил свой след на многих поколениях. Я даже сейчас наблюдаю удивительную реакцию людей разного возраста на эту историю. Когда они, например, слышат, что мы ставим «Незнайку», у них сразу глаза широко распахиваются: «Да что ты, правда?!» Люди в детстве не просто прочитали «Незнайку», но, что называется, пропустили эту сказку и этого героя через себя.

— А ведь Незнайка совсем не положительный герой…

— Он и вообще не герой, а антигерой. Не рыцарь, не волшебник, не «Тимур и его команда»... Он белая ворона, он просто враль, наконец! Но какой он обаятельный! И понятно, почему: когда, например, Знайка упрекает Незнайку за вранье, тот отвечает: «Правда, она и так есть, а вот неправду надо еще и сочинить!» Незнайка не простой врунишка — он фантазер. У него особенный взгляд на творчество. Как он, например, отвечает Гуньке, когда тот возмущается, глядя на свой портрет, нарисованный Незнайкой. «Почему у меня усы и красный нос?» — удивлен Гунька. А Незнайка говорит: «Усы у тебя вырастут, а нос красный, потому что это красиво». И в этом простом ответе, согласитесь, так много зашифрованных смыслов, которые будут интересны не только детям, но и взрослым. В этих словах Незнайки — его отношение к смыслу творчества! Я, например, в таком «незнайкином» взгляде на искусство вижу даже легендарную «бульдозерную выставку». Ведь многие художники этой выставки выросли на этой сказке Носова.  

— Почему на афише спектакля «Незнайка» — это не просто мюзикл, а мюзикл-утопия?

— Думаю, что мир, который нарисовал в своей сказке Носов, для людей того времени, переживших войну, был действительно утопией — страной, которой нет на свете и не может быть. Прообразом Солнечного города, в котором живут коротышки, был, конечно, Город Солнца Кампанеллы, утопия Томаса Мора и другие мировые утопии. Да и для нас мир этих сказочных героев утопичен: в нем нет насилия, в нем живут друзья, в нем занимаются творчеством… Здесь очень много интереснейших ассоциаций, которые будет увлекательно разгадывать взрослым и просто смотреть — детям.

— Сказку Носова хорошо знают нынешние взрослые, а для современных детей, выросших совсем на других сюжетах, будет ли она интересна?

— Мы специально заказали композитору Владимиру Баскину этот мюзикл именно потому, что выяснили: «Незнайку» сегодня читают современные дети. Он не «растворился» в Гарри Поттере и черепашках нинзя. Потому что все приключения, о которых писал Носов, интересны и современны. И мы сохраним в постановке увлекательность этой истории: превращение коротышки в осла, появление волшебника, который окажется не волшебником, полет на воздушном шаре… Сколько изобретательности, озорства в этой сказке! Это не может не быть интересно!

— Наверное, вы используете в постановке современные технические средства?

— Как раз наоборот: это будет исключительно живописный спектакль, мы даже от видеопроекции отказались. То, что происходит с людьми, намного интереснее, чем 3D.

— Но ведь мир героев этой сказки — это страна коротышек…

— А для этого есть замечательный прием: художественный театральный мир меняет координаты — всё вокруг коротышек увеличивается, как в знаменитой книжке нашего детства — «Приключениях Карика и Вали». Трава становится размером с деревья, ягоды — с мяч, на выращенном коротышками огурце можно плыть, как на пироге… Такой сказочный мир детского рисунка. Как на картинах Анри Руссо.

— Детский спектакль в «Зазеркалье» традиционно не только развлекает, но и воспитывает. Взрослый вспоминает свое детство, ребенок становится взрослее, умнее…

— У Носова в сказке есть много возможностей рассказать о взрослении ребенка. Даже об отношениях мальчиков и девочек эта сказка расскажет детям, а ведь в те времена было раздельное обучение! В финале одной из книг этой сказки Кнопочка хвалит Незнайку, а тот вдруг говорит: «Да ты, наверное, в меня влюбилась!» И Кнопочка рассердится и уйдет… Так заканчивается детство — начинается отрочество. Героя начинают волновать другие вопросы. Незнайка вообще напоминает мне героев культовых книг. «Над пропастью во ржи», например. Там один из героев Сэлинджера, Холден Колфилд, всё время хочет понять, куда деваются утки в городском парке, когда наступает зима. А ведь Незнайка задает похожие вопросы: «Ночью звезды светят на небе, а куда деваются они днем?» Он постигает этот мир. И взрослеет.

— Мюзикл — один из самых популярных жанров сегодня. Но он очень сложен для детского спектакля?

— Честно говоря, как обозначить жанр, для меня не принципиально. Знаете, в последнее время, если человек два раза топнул и три раза «пустил петуха» — это уже называется мюзиклом. Конечно, такой жанр — очень затратная постановка и по уровню, и по качеству номеров. Но у нас есть амбиции на мюзикл. Я уверен, что многие номера нам удалось сделать яркими и объемными. И они смогут стать настоящими музыкальными хитами. Этот спектакль доставит удовольствие зрителю: в нем играют молодые актеры, звучат узнаваемые популярные музыкальные мотивы. Владимир Баскин, когда писал музыку к спектаклю, обратился к творчеству многих композиторов — современников сказки. И для вас это станет таким интересным музыкальным ребусом. Мы несколько раз покажем спектакль на каникулах, а потом приглашаем зрителей на фестиваль «Арлекин», который откроется в апреле мюзиклом «Приключения Незнайки».