ПОИСК

Яков Чернихов

Яков Чернихов Яков Чернихов
Карьера
Всего фильмов0
Жанры

Моя оценка

О персоне Фильмы Спектакли Концерты Выставки Другое

Был одним из наиболее значимых конструктивистов своего времени, занимался промышленной архитектурой в период индустриализации.

Одним из самых известных проектов Чернихова является водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.

«Это знаковая фигура для русской архитектуры. Он построил всего несколько зданий, при этом ни одного в Москве. Тем не менее, его рисунки и архитектурные фантазии оказали значительное влияние на сознание студентов архитектурных вузов в 1920-30-е годы, – говорит Марина Хрусталева, председатель правления Московского общества архитектурного наследия. – Его работа очень сильно повлияла на западную архитектуру модернизма. Поэтому многие современные архитекторы, такие как Заха Хадид и Рэм Кулхас называют его в числе своих учителей» – добавляет Хрусталева.

Биография Чернихова несет в себе характерные приметы своей эпохи: он родился в Павлограде (Екатеринославская губерния, ныне Днепропетровская область, Украина) 5 (17) декабря 1889 г. в семье заводского служащего. Окончив Одесское художественное училище (1914), приступил к занятиям в петербургской Академии художеств. Призванный на военную службу в 1916, демобилизовался лишь в 1926, однако сумел попутно завершить свое образование, окончив в 1925 Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН, бывшая Академия художеств) со званием «архитектора-художника». Работал на строительстве, пройдя путь от бригадира до проектировщика. В последней должности служил в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ) и других учреждениях. Приглашенный преподавать в Московском архитектурном институте (МАрхИ), в 1936 переселился в столицу.

Мастер достиг творческой зрелости в тот период, когда архитектурный авангард уходил с авансцены советской культуры, оставаясь в статусе чисто «бумажной» архитектуры, проектных фантазий, либо же чистой теории. Я. Г. Чернихов отразил этот процесс с максимальной обстоятельностью в своих книгах «Искусство начертания» (1927), «Геометрическое черчение» (1928), «Основы современной архитектуры» (ОСА; 1930), «Орнамент», «Конструкция архитектурных и машинных форм», 2-е, дополненное издание «ОСА» (все три книги – 1931) и легендарные «Архитектурные фантазии» (1933), благодаря которым его называют «Пиранези конструктивизма». Тексты здесь сопровождает огромное количество виртуозных рисунков, соединяющих гибкую ритмику модерна с конструктивистской футурологией либо с мифопоэтическими грезами архитектурного экспрессионизма («Везде и всюду заменяйте слово графикой», – этот лозунг звучит уже в первой из его книг). Таким образом, конкретные проектные проблемы, которые Я. Г. Чернихов никогда не упускает из виду (четко различая типы и функции своих образов), все же превращаются в чистые концепты, наделенные наглядной эстетической суверенностью. Это позволяло сохранить лучшие потенции авангардного зодчества в ту пору, когда официальная критика громила его по всем фронтам.

Я. Г. Чернихов уточнил и развил свои идеи, активно работая как педагог – в ЛИИЖТ и МАрхИ. От более традиционных чертежных систем перешел в этой области к циклу своих оргаментов «Аристография», демонстрирующему (в виде графических таблиц) возможности чисто формальной комбинаторики (это можно перевести с греческого как «Изображение лучшего»). «Эуграфию» можно перевести как «Изображение правильного». Позднее в его сериях возобладало историко-ретроспективное начало (листы «Архитектурная романтика», 1930–1944; «Старые города», 1933–1943).

Умер Я. Г. Чернихов в Москве 9 мая 1951.

Интерес к его творчеству непрерывно растет с 1980-х годов в связи с распространением методов и образов постмодернистского архитектурного концептуализма.