ПОИСК

Войцех Хас

Войцех Хас Войцех Хас
КарьераСценарист, Режиссер
Всего фильмов8
Дата рождения10 апреля 0005
Жанрыдокументальный, мелодрама, короткометражный, драма

Моя оценка

О персоне Фильмы Спектакли Концерты Выставки Другое

Войцех Ежи Хас почти всю жизнь провел в Кракове — городе особенном, который издавна вдохновлял своей магической атмосферой художников и писателей. Хас сторонился активного участия в жизни профессионального сообщества, ему было комфортно находиться вдали, держать дистанцию. Он славился неразговорчивостью — возможно, еще и поэтому в его фильмах решающая роль всегда принадлежит изображению. Впрочем, нельзя забывать, что Хас учился живописи в Академии изящных искусств. Параллельно окончил курсы кинематографической подготовки, которые были организованы после войны в Кракове (за несколько лет до открытия киношколы в Лодзи).

Как и многие другие режиссеры его поколения, Хас начинал в документалистике. Полнометражный игровой дебют состоялся относительно поздно, в 1957 году. И сразу стало очевидно, что экспрессионистская «Петля» по одноименному рассказу бунтарского писателя Марека Хласко не вписывается в канон классической «польской школы» с ее социально-исторической проблематикой. Критика называла эту ленту самой «черной», самой пессимистичной чуть ли не за всю историю польского кино. Дальше Хас несколько изменил интонацию, обогатив ее лирико-ностальгическими тонами, и тем не менее общее звучание неизменно оставалось трагическим, безысходным.

Со временем картины режиссера все более тяготели к сюрреализму, что наиболее полно выразилось в его единственной ленте 70-х — «Санаторий под клепсидрой» по роману Бруно Шульца (1973). Визуальная изобретательность и пышность достигают пика в трех последних фильмах режиссера, которые позволяют сравнивать его с Питером Гринуэем, однако представляются не столь бесспорными, как предыдущие ленты. В последние годы он не снимал, посвятив себя работе с начинающими кинематографистами. С 1990 по 1996 годы Хас был ректором киношколы в Лодзи (режиссуру он преподавал там с 1974). Также стал первым директором и художественным руководителем студии «Индекс», действующей при киношколе, и помогал делать первые серьезные шаги в профессии таким известным ныне режиссерам, как Малгожата Шумовская или Мариуш Гжегожек. В этой ретроспективе мы представляем ранний, камерный период творчества Хаса, в котором практически каждая картина — жемчужина, навсегда вошедшая в историю кино. Замечательный киновед Мария Корнатовская однажды сказала: «Он не гонится за актуальностью, не дает обмануть себя сиюминутной конъюнктуре, но в то же время его фильмы связаны — и притом глубоко — с современностью». Возможно, это важнейшая черта Хаса, его главный шифр.

фильмы с актером