Павел Леонов

Карьера Художник, Автор
Всего фильмов 4
Жанры графика, живопись, скульптура, современное искусство

Имя Павла Петровича Леонова известно не только отечественным, но и зарубежным исследователям. В 1984 году имя художника вошло во Всемирную энциклопедию искусства.

Как и большинство наивных мастеров, Павел Леонов — человек трудной судьбы. Родился он в 1920 году в орловской области, в селе Волотовское. За всю жизнь Леонов сменил множество профессий: он был библиотекарем, пионервожатым, маляром, жестянщиком, работал на стройке, но «за отстаивание интересов справедливости я бежал с предприятий 12 раз, а 13 раз меня выгоняли», как вспоминал сам художник впоследствии. За это же несколько раз попадал в тюрьму.

За 37 лет скитаний Леонов объездил почти весь Советский Союз. Но несмотря на драматизм судьбы, Леонов не забывал о своей мечте — стать художником. В 1960 году он поступил в Заочный народный университет в Москве, где «учат на художника», но вскоре прекратил свои занятия. И только в 1968 году Павел Петрович возобновил учебу у знаменитого художника и педагога — Михаила Рогинского. Впервые его работы были показаны в Москве в 1970 году. Это стало отправным моментом интереса к его творчеству. В его картинках проявлялось романтизированное представление о мире этого человека: сюжетами стали мечта о стране благоденствия, где нет насилия и унижения, где труд радостен и почетен. Живопись словно раскрепостила Павла Петровича.

Однако по-настоящему творчески раскрыться в те годы Леонову мешал все тот же бродяжнический образ жизни. Путь к мечте был долгий и сложный. В 1975 году ему удалось купить дом в деревне Меховицы, жениться. С 1991 года, в возрасте 71 года Павел Леонов наконец начал постоянно заниматься живописью. С этого времени к нему в деревню стали приезжать художники, искусствоведы, коллекционеры.

Леонов живёт в идеальном пространстве, создаваемом изнутри, натура, и вообще окружающая реальность, его не интересуют. Он называет свои картины «конструкциями», которые созданы пересекающими, как в архитектуре горизонтальными и вертикальными членениями зрительного поля. Почти в каждой работе есть так называемые им «телевизоры», то есть вставки, в которых видно иное пространство со своим ходом событий. Творчество для Леонова — постоянный стимул жизнеутверждения. В каждом холсте художника ощущение праздника. Его картины полны оптимизма и ясности взгляда.

Словно волшебный живописный пароль объединяет весь его гармоничный мир. В нем причудливо смешано прошлое и будущее, обряды и праздники народа с новой техникой и телевидением. В этих нарядных ковровых композициях присутствуют самостоятельные планы земли, неба, дорог и рек. Зритель видит крепко «сконструированное» пространство, обобщение, выделение главного — по иконописному принципу. В качестве наблюдателей и участников изображаемого события Леонов часто включает в сюжет себя, своих родных, знакомых.

О Леонове часто пишут, что он «бытописатель исчезнувшего государства СССР». Наверное, так и есть. Он создал свой мир, состоящий из узнаваемых советских штампов: дом культуры, Гагарин, комбайны, физкультурники, Ленин. В этом мире царит согласие, а добро побеждает зло. В этом мире всегда праздник: «П. Леонов с женой Зиной идут на массовое гуляние». В этом мире он в белом костюме и белой шляпе. Жена его молода и красива, занимается спортом. У них большой и чистый дом. В их деревне улицы широкие, а люди приветливые. Фонтаны бьют высоко, до самого неба, а птицы летают совсем рядом только руку протяни. По словам художника, он изображает мир не таким, как он есть, а таким, как он должен быть.