ПОИСК

Крис Ри

Chris Rea
Крис Ри Крис Ри
КарьераИсполнитель, Роли
Всего фильмов2
Дата рождения4 марта 1951
Жанрымелодрама, комедия, детектив, рок, поп

Моя оценка

О персоне Фильмы Спектакли Концерты Выставки Другое
Смуглый и скуластый Крис Ри – сын итальянского иммигранта и ирландки. Произносить его фамилию вообще-то правильнее как Риа, но мы будем придерживаться сложившихся в России традиций. Итак, Кристофер Антон Ри родился 4 марта 1951 года, и был одним из семерых детей в дружной и веселой семье, поселившейся в Миддлсбро, Англия. Отец держал собственную сеть кафе-мороженых. Rea's Ice-cream существует и сегодня. В магазине, возглавляемом лично Камилло Ри, всегда можно услышать записи его сына.

Прекрасные неудачники
Крис поначалу планировал учиться на журналиста, но быстро понял, что в колледже навязывают свои «правила игры» и иметь собственное мнение тут не полагается. Пришлось пойти по стопам отца и поддержать семейный бизнес. Однако карьере мороженщика помешал случай. Друг поставил Крису пластинку Джо Уолша (Eagles), и в голове будущего маэстро вдруг щелкнуло – вот оно! Несмотря на «почтенный» 19-летний возраст Крис принялся упорно заниматься музыкой. Через пару лет он выступал с местной группой Magdalene, заняв в ней (бывает же такое!) место Дэвида Ковердейла, выбывшего в более «высокие сферы» (Deep Purple). Под именем Beautiful Losers команда в 1975 году выиграла конкурс молодых талантов, но вот контракта с лейблом так и не дождалась (видимо, сработал синдром лодки и ее названия). Тогда Крис решил прорываться самостоятельно. Свой дебютный альбом, Whatever Happened to Benny Santini?, он выпустил в 1978-м. Под псевдонимом Бенни Сантини, кстати, лейбл Magnet Records собирался «раскручивать» своего подопечного, но Крис Ри предпочел выступать под собственным именем. Расчет был сделан в первую очередь на США («британский ответ Брюсу Спрингстину»), и американская публика действительно приняла попытку благосклонно: сингл Fool (if You Think It's Over) добрался до 12-го места в чартах и был номинирован на «Грэмми» как «Песня года». Впрочем, после этого в Штатах о Крисе почти забыли, а до успеха в Европе было еще далеко...

Дорога с пляжа в ад
Крис усердно выпускал в год по альбому и в 1985 году новые хиты Криса Stainsby Girls и Josephine наконец-то проняли англичан. Видимо, подействовала приготовленная Крисом лечебная смесь лирики, романтики, легкой загадочности и при этом совершенно явной любви к традиционным – семейным, родовым – ценностям. После панк-революций конца 70-х и «готического» пессимизма начала 80-х это было как нельзя кстати. Но Ри не просто «попал в струю» со своим приблюзованным софт-роком, основательно потеснив на музыкальном небосклоне таких звезд, как Билли Джоэл, Джо Кокер, Род Стюарт и тот же Брюс Спринстин. Крис не был героем-однодневкой: он упорно и планомерно развивал свой поп-потенциал, опутывая слушателя выразительными мелодиями, обаянием незабываемого, с легкой хрипотцой голоса, ностальгическим звоном слайд-гитары и меланхоличо-солнечным настроением... Благодаря регулярным гастролям и впечатляющим «живым» выступлениям Криса успели полюбить везде в Европе. Хорошо известен музыкант был и в бывшем СССР: фирма «Мелодия» выпустила на виниле альбом 1986 года On The Beach, а сам Ри посвятил композицию Gonna Buy A Hat (альбом Dancing With Strangers, 1987) М. Горбачеву. Настоящим блокбастером, после которого Криса Ри принялись величать не иначе как мегазвездой, стал альбом 1989 года The Road To Hell. Это как раз тот случай, когда драматичные личные переживания (альбом посвящен умершей матери) переродились в мощную, яркую, всем доступную и понятную художественную форму. Пластинка с таким названием была бы более уместна в биографии, скажем, AC/DC, а не поп-рокера, но ведь конец десятилетия был словно пронизан ветром перемен, притом не всегда оптимистичных. Диск покорил высшую позицию в британском национальном хит-параде и стал трижды «платиновым».

В поисках себя
Практически такой же успех был уготован и следующей работе – Auberge (1991). Такие песни как Red Shoes или Looking For The Summer вошли в «золотой» фонд поп-музыки. Крис Ри дошел до такой степени исполнительской и композиторской харизмы, что каждая взятая на гитаре нота дрожащей струной отзывалась в сердце слушателя, каждое слово роняло семя ностальгии, легкой грусти, желания искать что-то новое, таинственное, запретное, быть все время в пути... Между тем, сам Крис уже с полным правом требовал от организаторов гастролей, чтобы в плотном графике концертов оставалось время для еженедельных визитов домой: он хотел как можно больше времени проводить с любимой женой и двумя дочерьми. В 90-е для Криса настало время экспериментов. Ему уже не нужно бороться за внимание публики. Музыкант (а теперь и сам себе продюсер) мог позволить себе сочинять оркестровые саундтреки к фильмам об автогонках (La Passione) или увлечься новейшими электронными технологиями, скретчами и дэнс-ритмами, «подслушанными» у дочерей (альбомы The Blue Cafe и The Road To Hell - Part 2). Однако неприятности подкрались оттуда, откуда их не ждали: в 1995-м Крис переносит несколько операций на кишечнике. Тогда все обошлось благополучно, но проблемы со здоровьем, увы, не закончились. В 2000 году Крис выпустил один из лучших альбомов «нового времени» – King Of The Beach, где нашел верный микс «модного» саунда и типичного для себя облегченно-блюзового звука, достигнув невероятных вершин душевности. Но турне отменено по настоянию врачей, а летом 2001 года Крис переживает еще одну, куда более масштабную операцию по удалению затронутых тяжелой болезнью внутренних органов... Увидев во сне легендарного блюзмена Блайнда Уилли Джонсона, певец понимает: возможно, у него осталась последняя возможность заняться тем, что он действительно любит и ценит – блюзом.

Жизнь во имя блюза
Уйдя с мейджор-лейбла и окончательно «забив» на электронику с поп-музыкой, Крис выпускает ортодоксально-блюзовый диск Stony Road (2002). По словам самого музыканта, это «дорога между тогда и сейчас», дневник человека, пережившего разочарование, исполняющего медленный танец на пути в вечность. Присущая Ри легкая меланхоличность переходит здесь в глубокую печаль и даже траур. Эта тема продолжена в альбомах Blue Stree и The Blue Jukebox, представляющих собой смесь блюза и старого джаза, мглистую, сумеречную и дымную. Но это, как говорится, была только присказка: настоящая работа ждала впереди. В 2005 Крис Ри выпустил концептуально оформленный бокс-сет Blue Guitars. На 11 (!) компакт-дисках были представлены совершенно новые записи Криса, причем каждый был посвящен какому-то одному направлению в блюзе: «Луизиана и Новый Орлеан», «Чикагский блюз», «Техасский блюз»... Своеобразный учебник по блюзу для новых поколений, объединенный уникальным видением современного музыканта. Невероятный, титанический труд, выполненный всего за 12 месяцев! Удивительно, что Крис Ри, которого всегда воспринимали в первую очередь как певца, полностью раскрылся здесь как гитарист. И его поворот к блюзу кажется совершенно естественным, в отличие, скажем, от Гэри Мура, который мечется между коммерческой и «корневой» ветвями жанра. У Криса это – вопрос жизни и смерти, а иначе и не может быть...

Елена Савицкая

фильмы с актером