Арсен Савадов

Карьера Художник
Всего фильмов 2
Жанры живопись, инсталляция

Арсен Савадов — ключевая фигура актуального искусства конца 1980-х — начала 90-х, представитель украинской «новой волны». Автор остро-социальных художественных высказываний в эпоху диких 90-х, сегодня Савадов — художник музейного уровня, чему подтверждение успех художника на Западе и блестящие продажи работ на аукционах Sotheby’s. Произведения Савадова находятся в крупнейших музейных и частных собраниях мира.

В 90-е годы Савадов прославился практически революционным для того времени проектом “Deepinsider”, состоящим из серии фоторабот, в том числе «Донбасс-Шоколад» и «Мода на кладбище». Имя Савадова стало известным после проекта с шахтерами в балетных пачках (серия «Донбасс-Шоколад»), а также моделями, позирующими на фоне разрытых могил («Мода на кладбище»).

Продолжением шокирующих фотоисторий уже в 1999 году стала серия “Underground 2000” — снимки, воспроизводящие фрагменты фресок Джотто в соляных копях, а кульминацией скандального этапа творчества Савадова стал некрофотопроект «Книга мертвых» (2001) — натюрморты из одетых трупов, как прообразов душ, которые не могут уйти.

Сегодня Арсен Савадов оставил прежний эпатаж и дадаистские фотоперформансы и вернулся к живописной традиции. По словам художника, «современный медийный язык — это живопись после концептуализма. Не эмоциональный пейзаж, а аналитика с кистями в руках. Цвет и форма как элементы концептуального выбора». Живопись для Савадова всегда должна быть убедительной. В любом живописном произведении важно разделять литературное прочтение произведения и его абстрактный, цветовой, исторический смысл. Савадов говорит о том, что нельзя «комикс мыслить визионерским языком».

Савадов обозначает направление своих творческих поисков как «новую мифологию» — это «приоритетное направление для всех думающих художников, не скользящих по реальности, а занимающихся интеллектуальным моделированием». Новую мифологию Савадов выстраивал уже начиная с работы “Underground 2000”. «Другие художники ищут феномены. А я могу войти в феномен и в нем еще выстроить надстройку — идеологическую, идиотскую, эгоистическую». Савадов после длительного периода «воспользовался old school как приемом вхождения в большой рынок».

Савадов считает, что его поколение «застало такое количество сформированного авангарда, как уже исторический этап, слой истории, что нет разницы, копировать Гольбейна или Пикассо. Но мы не делаем копии, мы создаем ремиксы. В работе «Звезда» отчетливо различимы отсылки к прерафаэлитам — Берн-Джонсу, Миллесу. Здесь прослеживается дань романтизму и чувствуется влияние метафизики Джорджо де Кирико (серия «Луна-Солнце»). По словам художника, содержание работы — «это и есть сегодняшний уровень постмодернизма, не вульгарный и не прямолинейный. Важно понимать, что постмодернизм — не юмор».

Сюжет для Савадова — это уже часть концептуальной начинки. Поэтому понимание и различение сюжета так важно. Монументальное полотно «Мироточащие» с участием героев новой мифологии Савадова — балерин — это «захват и переформирование определенного мироощущения, в котором есть такое понятие, как мироточение». Через мироточение — мистический сюжет, художник пытается выразить «чистоту, красоту определенную и какие-то old school канонические ценности просто бытия, природы человека».

Эпатаж, дадаистская борьба с псевдоценностями и общественными химерами в переходную для страны эпоху принесли Савадову известность и вписали его имя в новейшую историю искусств. В двадцать первом веке, продолжая развивать новую мифологию и сохраняя прежних героев своего творчества, Савадов обращается к классике, как в плане техники, так и в плане философии. Сегодня, когда постмодернизм уже история, самое время для подведения итогов.