Алексей фон Явленский

Карьера Художник
Всего фильмов 3
Жанры живопись

Русский живописец-экспрессионист Алексей фон Явленский (1864–1941) большую часть жизни прожил в Германии. В России Явленского причисляют к категории художников русского зарубежья, а в Европе считают немецким мастером русского происхождения. В экспозиции крупнейших европейских музеев и в аукционных каталогах его имя стоит в одном ряду с Василием Кандинским и Марианной Веревкиной. В России, где произведений Явленского крайне мало, пальму первенства традиционно отдают Кандинскому. Между тем, существует мнение, что свои первые абстракции Василий Кандинский создал именно под влиянием Явленского. Оба художника были основателями Нового художественного общества (1909), членами объединений «Синий всадник» (1911) и «Синяя четверка» (1924).

Алексей Георгиевич Явленский — потомственный офицер, сменивший погоны на палитру и кисти. С 1890 года он совмещал военную службу с учебой в петербургской Академии художеств. Постепенно авторитет Ильи Репина уступил увлечению авангардной художницей Марианной Веревкиной. Дальнейшие творческие поиски привели Явленского и Веревкину в Мюнхен, куда к тому времени уже перебрались многие известные русские художники: Василий Кандинский, Давид Бурлюк, Игорь Грабарь, Дмитрий Кардовский.

В начале XX столетия Явленский навсегда отошел от реалистической традиции в живописи. Но эпоха экспериментов и поисков собственного стиля продолжалась более десяти лет. За эти годы мастер пережил увлечение Ван Гогом, Сезанном, фовизмом и творчеством Матисса, с которым познакомился в1905 году. Влияние Матисса ясно ощущается в таких работах, как «Натюрморт с фруктами, статуэткой и бутылкой» (1907) или «Натюрморт с цветной скатертью» (1910). Уже в этот период художественной манере Явленского присуща динамичная, выразительная линия и яркая, насыщенная палитра. Эти характерные черты легко угадываются в картине «Женская голова с красной щекой»(1912-1913).

Около 1914 года, когда Явленский перебрался из охваченной войной Германии в Швейцарию, окончательно сформировалась его художественная манера. Мир художника теряет конкретные детали и ненужные подробности. Свое обобщенные образы мастер называет вариациями, которые он сам делит на пейзажи, натюрморты и «головы». Женские головы — излюбленный жанр Явленского. Созданная несколькими взмахами кисти «Женская голова» (1916) не претендует на очевидное портретное сходство, но выражает саму сущность персонажа. С годами в его мистических женских лицах с огромными, широко распахнутыми глазами все яснее ощущаются отзвуки православной иконы: «Я русский по рождению, и моей славянской душе всегда были близки древнерусское искусство и иконопись...Моя работа — это моя молитва, страстная молитва, высказанная красками».

В 1921 году художник вернулся Германию и обосновался в Висбадене. Восемь лет спустя у него обнаружили прогрессирующий паралич. Тогда же появляется серия абстрактных портретов «Медитация», которые считаются вершиной творчества мастера. Картина «Лицо Спасителя» — яркий пример того, как окончательно избавляясь от ненужных деталей, человеческое лицо превращается в аскетический лик, где линии носа и бровей напоминают контуры креста.

Когда художника переставали слушаться пальцы, ему приходилось привязывать кисти к рукам. Так за последние три года творчества он создал более полутора тысяч работ. Но в 1933 году нацисты запретили Явленскому заниматься живописью, а в 1937 его конфискованные работы были показаны на печально известной выставке «Дегенеративное искусство».

Статьи по теме