ПОИСК

Александра Кольцова-Бычкова

Александра Кольцова-Бычкова Александра Кольцова-Бычкова
Карьера
Всего фильмов0
Жанры

Моя оценка

О персоне Фильмы Спектакли Концерты Выставки Другое

(1892–1985).

Александра училась в Строгановском училище (1912-1916) и во ВХУТЕМАСе (1918 - 1921) у А. А.Осмеркина. По окончании обучения художница работала художником-декоратором, бутафором и костюмером в театрах, организовала и руководила мастерской художественной вышивки. К этому периоду относятся ее абстрактные панно, выполненные на холсте или шелке в лоскутной технике. Это необыкновенно яркие примеры перенесения принципов русского авангарда в декоративное искусство, ставящие ее работы в один ряд с работами «Амазонок авангарда», тем более, что во ВХУТЕМАСе одной из ее учителей была художница Любовь Попова. На выставке будет представлено одно панно этого периода. Несмотря на то, что оно было создано до командировки художницы в Париж, это была одна из работ, которые она взяла с собой, и которая была представлена на ее персональной выставке в галерее Ирондель (Hirondelle) в Париже.

Четырехлетнее (с 1928 по 1932) пребывание в Париже существенно повлияло на ее художественную судьбу. Несмотря на то, что это была поездка по линии Народного Комиссариата Просвещения, денег на жизнь во Франции Советское государство не давало, и художники (Александра Григорьевна поехала со своим мужем, Сергеем Кольцовым), оказавшись погруженными во французский художественный рынок, должны были наряду со свободным художественным поиском создавать также и работы на заказ. Удивительно, как художница, не имевшая никаких связей во французской столице, довольно быстро освоилась и начала много и плодотворно работать. Сначала она работала преимущественно в области промышленной графики (в 1928 году ею были созданы этикетки, рекламные плакаты, фирменные знаки, книжные иллюстрации для Торгпредства, типографии Pascal и знаменитого издательства Gallimard). После выставки в галерее Ирондель художница стала получать заказы на рисунки для художественно-декоративных изделий от известных промышленных фирм Франции и Германии (в частности – рисунки для издательства Calvas, рисунки декоративных образцов для фирмы Oppenheimer, эскизы для журнала Le Jordin des Modes и даже модели спортивной одежды для Hermes). Также она делала рисунки для костюмов, ткани, посуды, интерьеров.

Что же касается свободного творчества, работ «для себя», то ей была создана серия живописных и графических работ, в которых ей удалось тонко и иронично передать увиденные во французской столице типажи и ситуации. Эти работы выставлялись на Осеннем салоне и Салоне Независимых. На последнем в 1931 году бывший в тот момент президентом Салона Независимых Поль Синьяк приобрел три композиции из шелковых тканей, выполненные художницей в технике аппликации. Он высоко оценил эти работы в своих письмах: «Гармония Ваших композиций отлична. Вы работаете с большой уверенностью и в полном согласии с натурой. Вы отлично владеете материей и отлично передаете природу. Ваши корабли действительно корабли, а не сабо. А я так люблю корабли...»

По возвращении на Родину Кольцова-Бычкова оставила занятия декоративно-прикладным искусством и до конца своих дней работала как художник-станковист. Работы А. Кольцовой-Бычковой экспонировались во Флоренции и Софии. ерсональные выставки художницы проходили в Париже (1929) и в Москве (1940), ее произведения хранятся в ГТГ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, во многих региональных музеях.