ПОИСК

Алекс ван Вармердам

Alex van Warmerdam
Алекс ван Вармердам Алекс ван Вармердам
КарьераКомпозитор, Продюсер, Сценарист, Режиссер, Роли
Всего фильмов12
Дата рождения14 августа 1952
Жанрыбоевик, документальный, комедия, триллер, детектив

Моя оценка

О персоне Фильмы Спектакли Концерты Выставки Другое

Алекс ван Вармердам - один из лучших выразителей духа Голландии, ее истории и культуры в кинематографе. Будущий режиссер родился в Хаарлеме, в самом сердце Нидерландов. Он унаследо­вал великую традицию своих соотечественников и выбрал первой профессией живопись, графику, дизайн. Второй сферой приложения стал театр (Вармердам даже основал свою театральную компанию), третьей - кинема­тограф.

Уже первые фильмы режиссера обнаружили появле­ние нового кинематографического таланта: «Абель» (1986) был награжден призом ФИПРЕССИ в Венеции, «Северяне» (1992) - тремя Призами европейского кино «Феликс» - как лучший «молодой фильм», а также за музыку и за работу художника.  В этих картинах Вармердам выступает как представитель малой кинема­тографии, укорененной, однако, в мифологии «больших голландцев», некогда отвоевавших свою страну у вод Се­верного моря, а потом у испанцев.

В полной мере своеобразие Вармердама проявилось в фильме «Платье». Чрезвычайно остроумен прием: ­сделать главным героем не человека, а его костюм. В этом нет никакой мистики: голландскому прагматичному духу она явно противопоказана, вместо нее - юмор и легкое безумие. Платье переходит от одной хозяйки к другой, пробуждая в каждой целый рой желаний, вовлекает в свое путешествие артистов, биле­теров, шоферов, оказывается среди обносков, предназначенных для благотворительности, испепеляет­ся в пламени крематория - и возрождается на картине, рожденной фантазией художника.

«Платье», а также следующий фильм Вармердама «Малыш Тони» демонстрируют фирменную манеру режиссера: он практически не нуждается в диалогах, ос­таваясь одним из немногих минималистов современного кино. В то же время Вар­мердам продолжает поиски своего соотечественника Йоса Стеллинга: их объединяет тяга к сюрреалистическому абсурду и южным средиземномор­ским культурам. Само же голландское общество изображается Вармердамом с ядовитым сарказмом и типично голланд­ской сверхчувствительностью к деталям быта, которые удивительным образом перерастают из натурализма в символизм.

Следующий фильм Вардердама «Новые сказки братьев Гримм» использует немецкий архетип сказки о Ханселе и Гретель, но иссле­дует все ту же любимую тему: отношения Севера и Юга, Голландии и Испании, мужчин и женщин, братьев и сес­тер, натуры и культуры. Этот постмодернистский road movie был очень тепло принят во всем мире, в том числе и в России.

Последний на сегодня фильм «Официант» продолжает радовать почитателей режиссера безукоризненным стилем и тонким юмором.

фильмы с актером