От Москвы до Рязани — рукой подать, всего три часа на экспрессе. Тем не менее это направление для нас практически терра инкогнита. Пора исправлять ситуацию: вот несколько тем, которые точно заинтересуют искушенного туриста.

Для быстрого знакомства с Рязанью достаточно двух дней — первый можно посвятить собственно городу, а второй — поездке в село Константиново, на родину Сергея Есенина. Но — обо всем по порядку.

Грибы с глазами

Все слышали странную «галлюциногенную» поговорку «У нас в Рязани грибы с глазами. Их едят, они глядят». На самом деле ее корни — в реалиях глубокой древности. И чтобы понять, откуда что пошло, отправляйтесь в Рязанский Кремль. Стоит он на высоком мысу — у слияния рек с певучими, почти былинными названиями Трубеж и Лыбедь. В этом месте в XI веке возник город Переяславль Рязанский, который в XIV стал столицей Рязанского княжества, «переяв славу» у домонгольской Рязани, богатейшего города на южных рубежах Древней Руси, дотла сожженной Батыем в 1237 году. Только в конце XVIII столетия с легкой руки Екатерины II Переяславль получил свое нынешнее имя. Обо всех этих исторических перипетиях рассказывают экспозиции Кремля, особенно археологические выставки (ryazankreml.ru). Кстати, поскольку Рязанское княжество граничило со Степью, местные всегда были начеку: каждый сбитый гриб в лесу означал одно — тут прошел кто-то чужой. Так что «грибы с глазами» — это такая древняя метафора.

Главный шедевр Кремля — огромный Успенский собор XVII века, с краснокирпичными стенами и высокими окнами, обрамленными затейливым белокаменным «кружевом». Внутри сохранился уникальный семиярусный позолоченный иконостас — правда, увидеть эту роскошь можно только летом. Как и подняться на смотровую площадку колокольни. Это еще одно архитектурное чудо Кремля — великолепная колокольня в стиле классицизм, с золотым шпилем, почти как у питерской Петропавловки, и фигурами ангелов, трубящих в золотые трубы. Зато зимой можно покататься на санках или ледянках с кремлевских валов.

Рязань косопузая

Еще один рязанский мем — тоже родом из далекого прошлого. Здешние мужики были большие мастера плотницкого дела и ходили, заткнув тяжелый топор за пояс, отчего живот будто перекашивался. Творчество рязанских плотников можно оценить и сегодня. Пройдите по улице Салтыкова-Щедрина (кстати, классик в свое время был местным вице-губернатором и всерьез намеревался изменить российские порядки «легальным путем») и убедитесь! Тут еще сохранились старинные деревянные особняки — жилые, довольно ветхие, но с явными следами былого великолепия, с изящными крылечками и высокими башенками.

А чтобы увидеть каменную Рязань — идите на главную, Астраханскую улицу, нынешнюю Ленина. За исключением некоторых «вставных элементов» здесь сплошь застройка XVIII–XIX веков — почти заповедный, аутентичный губернский город. И обязательно сверните на пешеходную Почтовую, у памятника Евпатию Коловрату, — тут, во-первых, есть удобный стенд с картой и прогулочными маршрутами, а во-вторых, полно уютных кафешек.

Собака Павлова

Имя первого русского нобелевского лауреата Ивана Петровича Павлова известно всему миру. Но мало кто знает, что будущий великий физиолог происходил из семьи священников и, прежде чем увлечься естественными науками, отучился в духовном училище и семинарии. Очаровательный деревянный дом, где Иван Павлов провел свое детство и юность, стал музеем еще в 1946 году (www.museumpavlov.ru). Со временем была музеефицирована целая усадьба, и теперь перед посетителями во всех деталях предстает быт рязанских горожан второй половины XIX века. Довольно скромный, но необыкновенно теплый и уютный дом, где за обедом собиралась большая дружная семья: на столе кипел самовар (или новомодная кофеварка), а сахарная голова рубилась на кусочки специальной гильотинкой. Во дворе большой яблоневый сад с площадкой для игры в городки — эту игру Павлов обожал всю жизнь и находил ее очень полезной и развивающей все группы мышц. Одна из построек усадьбы отведена под «Дом науки» и полностью посвящена павловским открытиям — от камеры условных рефлексов с «той самой» собакой до зала с классификацией человеческих темпераментов.

Страна березового ситца

Есенин — из тех поэтов, к которым народная тропа не зарастает. Старинное село Константиново практически сразу же после его смерти стало местом паломничества. Но лишь в 1965 году бревенчатая изба родителей поэта получила статус дома-музея (www.museum-esenin.ru). На самом деле дом этот восстановлен — подлинный сгорел еще в 1922-м. Но внутри максимально воссоздана вся обстановка, да к тому же здесь масса мемориальных вещей — от венских стульев (отец из Москвы привез), до материнского шушуна (вспомните «Ты жива еще, моя старушка?») и похвального листа, с которым Есенин окончил земскую школу. Домик хотя и уютный, но совсем крохотный — особенно по сравнению с великанским бронзовым Есениным, что стоит рядом, во дворе.

Школа — тут же, в двух шагах. Сюда обязательно нужно зайти. Хотя бы для того, чтобы сесть за парту и попробовать писать пером, макая его в чернильницу и сопя от старания, — такой вот здесь предлагается аттракцион. Кстати, Есенин в прилежных учениках не числился, за что после третьего класса и был оставлен на второй год.

Наискосок от школы, рядом с церковью Казанской иконы Божьей Матери, где Есенина крестили, — дом священника Смирнова, человека, который принимал у себя юного Сережу как родного, был его духовным наставником и дал ему рекомендацию для поступления в учительскую школу в Спас-Клепиках (сейчас там филиал музея). Но учителя из Есенина не вышло. Его, как мы знаем, ждала другая судьба.

Творчеству поэта посвящена отдельная экспозиция. А кроме того, целый дом Лидии Кашиной — константиновской помещицы, красавицы и умницы, которая стала прототипом заглавной героини поэмы «Анна Снегина». Есенин впервые оказался в этом доме в 1916-м, когда был уже известным и модным поэтом. Среди массы интереснейших экспонатов и документов эпохи больше всего поражают описи вещей, изъятых у Кашиной революционными товарищами, — вплоть до носков, чулок и нижних юбок.

Вообще же самое ценное в Константиново — необыкновенной красоты пейзажи. С высокого овражистого берега открывается вид на эффектный изгиб Оки, заречные луга, леса где-то далеко на горизонте — от этого размаха, этой шири захватывает дух. «Не видать конца и края, только синь сосет глаза». За то, чтобы все эти территории сохранили свой исторический «есенинский» облик и получили официальный статус достопримечательного места, сейчас идет борьба. Ну а неофициально они такими признаны давным-давно.

Редакция благодарит Министерство культуры и туризма Рязанской области за помощь в подготовке материала.

Что еще посмотреть

Музей-усадьбу И.П. Пожалостина в Солотче

Музей выдающегося русского гравера-портретиста, профессора Академии художеств. В этой же усадьбе в 1930–50 гг. жил Константин Паустовский и перебывали многие писатели — от Гайдара до Солженицына. Сайт музея

Усадьбу фон Дервиза в Кирицах

Великолепный дворцовый ансамбль, построенный по проекту Федора Шехтеля, с башенками, арками, спускающимися к прудам лестницами. В 1947 году здесь снимали эпизоды фильма «Золушка». Сайт музея

Конезавод в Старожилово

Еще одно творение Шехтеля для фон Дервизов. Здание решено в духе средневековой европейской крепости. Как и при хозяине, здесь развивается племенное коневодство. Сайт музея