Сатирикон

Оценка редакции
Сатирикон

Прародителем театра «Сатирикон» является основанный в 1939 году Ленинградский театр эстрады и миниатюр, получивший известность как театр Райкина. Это был театр со своим репертуаром, постоянным актерским составом и со своим бесспорным лидером. Оригинальный репертуар, форма спектакля, острая современность и, наконец, уникальная личность руководителя определили его собственное и неповторимое место в нашей театральной культуре.

В 1982 году театр переехал в Москву, став Государственным театром миниатюр. В его коллектив влилась большая группа молодежи. Рядом с Аркадием Райкиным в нем появился еще один лидер — Константин Райкин. Появились и новые творческие планы. Название «Театр миниатюр» уже не соответствовало новому направлению театра, поэтому и родилось другое название. На афишах появился театр «Сатирикон».

В качестве постоянной площадки, театру передали здание кинотеатра. Потребовалась большая перестройка и реконструкция, и лишь 4 июня 1987 года в новом здании был сыгран первый спектакль театра «Сатирикон».
В декабре 1987 года ушел из жизни Аркадий Райкин. Закончилась целая глава не только в истории его театра, но и в истории сценического искусства. Эстафету принял Константин Райкин.

Началась новая история «Сатирикона» имени Аркадия Райкина. Театр собрал под своей крышей уникальную труппу, которой подвластны различные жанры. Репертуар театра включает трагедии Шекспира, современную драматургию Макдонаха, Мрожека и Осборна, русскую классику — Островского, Чехова, Достоевского.

Константин Райкин: «О художественных принципах нашего театра можно сказать следующее. С одной стороны — это основанная на высокой драматургии, прежде всего на классике, мощная энергетическая атака на зрительный зал. Независимо от жанра очень напористое, мускулистое, атакующее, но не агрессивно, действо на сцене. С другой — большая любовь к зрителю. Не может быть равнодушия к зрителю или неприятия по отношению к нему. Все, что происходит на сцене изначально делается для зрительного зала и с любовью к нему. Это для нас принципиальная позиция, и её „Сатирикон“ наследует от театра Аркадия Райкина. Мы работаем для того, чтобы нас поняли, чтобы возвысить, очистить и просветлить наших зрителей. Поэтому мы театр большой положительной энергии, при этом театр поэтический, всегда стремящийся оторваться от быта, освободиться от него. По методологии мы стоим на позициях Станиславского и не отказываемся от психологического театра, понимая, что театр невозможен без разработанной психологической гаммы человеческих отношений и переживаний, без „жизни человеческого духа“ на сцене. Отсюда и существующий у нас принцип приглашения разных режиссеров, обязательно близких нам по духу, по своему ощущению и театра и жизни».

Фотография обложки «Сатирикон». Источник Фото предоставлены пресс-службой театра «Сатирикон».

Отзывы о «Сатирикон»

Ещё 5 отзывов
Татьяна Татьяна 28 марта, 04:54

Очень необычная и интересная трактовка известного сюжета! Враждующие отцы, наглая дворня, разбойники-бунтовщики – все это складывается в единую цельную картину «разбойничьей Руси», где справедливости добивались любым путем, в том числе и бунтом. Как ни странно, при этом много смешных моментов. Среди всеобщего кипения страстей появляется на сцене и сам поэт Пушкин!
Учитывая еще и сильную хореографическую сторону (хореограф Альберт Альберт), можно безусловно признать успех режиссера Якова Ломкина. Спектакль получился неожиданный и интересный. Смотреть стоит - скучно точно не будет, а о многом можно и задуматься...

Дария Дария 26 марта, 11:24

хочу поделиться своими самыми первыми впечатлениями от премьерного «Дубровского» Театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина , поставленного режиссером Яковом Ломакиным.

Поскольку основная площадка в ремонте, зрители были приглашены во Дворец на Яузе, который не в первый раз становится уютным пристанищем для «временно бездомных» московских театров.

Если совсем в двух словах - выходит красиво. Нет перегруза деталями, нет пошловатых режиссерских находок и приемов, которые вроде как претендуют на концептуальность, а в реальности портят впечатление от постановки.

Сильная труппа Сатирикона во всей красе, а от исполнителя главной роли Дениса Суханова просто невозможно отвести глаз. Впрочем, Никита Смольянинов (который, если что, однофамилец, а не родственник того самого идейного актера-релокатора, которого до отъезда много лет можно было увидеть в Современнике) совсем ему не проигрывает, и заслуживает отдельной порции восторгов зрителей.

Продолжение следует…

Микроспойлер для чувствительных натур - внезапных выстрелов будет много☺️

Ольга Сорокина 25 марта, 11:05

Яркая премьера театра - спектакль "Дубровский"
Этот спектакль уже третья режиссёрская работа Якова Ломкина в "Сатириконе". И сейчас мне даже немного жаль, что предыдущие два прошли мимо меня.

Спектакль удивляет своей многоплановостью, многослойностью и смелостью.

Одно только присутствие на сцене самого Пушкина чего стоит! Смело. Я бы даже сказала, вызывающе смело. Потому что такой персонаж прогнозируемо вызовет самые разные мнения у зрителей. Во-первых, не ново, во-вторых, роль исполняет женщина.

Но создатели спектакля явно не из робкого десятка. И это, конечно, в определённой мере соответствует энергетике самого романа. Главному герою которого - Владимиру Дубровскому - смелости не занимать.

Смелость, находчивость, благородство и какая-то фатальная невезучесть - вот, что я помню о Дубровском ещё со школы. Все эти качества присущи герою и в спектакле. Никита Смольянинов сумел продемонстрировать и мужественность, и жесткость, но вместе с тем ранимость, и даже беспомощность своего героя перед ударами судьбы, явив поистине гремучую смесь, состоящую из противоречий. Так что Владимир Дубровский так и остался для меня понятным, но непознанным, что ценно.

Впрочем, он не единственный главный герой.

Не менее интересно наблюдать за старшим Дубровским (Денис Суханов) и его соседом Троекуровым (Игорь Гудеев). Очень яркие персонажи. Хотя я до сих пор не могу выбрать самого яркого, потому что в этом спектакле, кажется, яркие все! Даже слуги. Взять хоть служанок в доме Троекурова, которые одной только походкой каждый раз демонстрировали новый образ и характер. Сама удивляюсь, но я запомнила даже станционного смотрителя с женой, хотя пробыли они на сцене всего пару минут.

Итак. Принципиальный, как скала, Андрей Гаврилович не успокаивается даже на том свете, продолжая являться и отравлять жизнь соседу. И делает это поистине гениально!

Троекуров же наоборот, сумасброд и самодур! Каждое его появление - просто взрыв энергии! Сцена с медведем? Да! Сцена в суде? Да! А каков он во время приёма на работу Дефоржа! О, да!

Вот честно, если бы не обстоятельство, приведшее к тому, что его самодурство губит жизнь не только соседей, но и собственной дочери, Троекуров стал бы моим любимым персонажем в этом спектакле. Но боль и презрение испытанные мной в тот момент, когда он, найдя записку, запирает Машу (Ася Войтович) в четырёх стенах, словно в клетке, подтолкнуло меня к поиску других любимчиков. И я снова сконцентрировалась на Владимире Дубровском. Не князя же Верейского (Сергей Зарубин) выбирать в самом деле. Хоть и его выход был весьма эффектен, особенно в день венчания.

Но стоит признаться честно, моё зрительское сердечко тронул и ещё один персонаж - Шабашкин, секретарь Троекурова. Точнее, не сам персонаж, конечно, а то каким его задумал режиссёр и блестяще сыграл Арсен Ханджян. Браво! Мимика, пластика, блестяще!

И тут самое время отметить, что в спектакле очень много именно пластических приёмов. Герои всё время пританцовывают, эффектно и очень красиво двигаются, и смыслом наполнено практически каждое движение, вплоть до поворота головы или взмаха рукой.

Хореограф Альберт Альберт проделал невероятную работу!

А ещё не раз удивляла музыка. Это меня-то, которая музыку обычно почти не замечает, концентрируясь на актёрской игре. Но в этом спектакле ярко всё. Впрочем, я, похоже, уже повторяюсь.

Сходите!

Ольга Сорокина 25 марта, 11:05

Яркая премьера театра - спектакль "Дубровский"
Этот спектакль уже третья режиссёрская работа Якова Ломкина в "Сатириконе". И сейчас мне даже немного жаль, что предыдущие два прошли мимо меня.

Спектакль удивляет своей многоплановостью, многослойностью и смелостью.

Одно только присутствие на сцене самого Пушкина чего стоит! Смело. Я бы даже сказала, вызывающе смело. Потому что такой персонаж прогнозируемо вызовет самые разные мнения у зрителей. Во-первых, не ново, во-вторых, роль исполняет женщина.

Но создатели спектакля явно не из робкого десятка. И это, конечно, в определённой мере соответствует энергетике самого романа. Главному герою которого - Владимиру Дубровскому - смелости не занимать.

Смелость, находчивость, благородство и какая-то фатальная невезучесть - вот, что я помню о Дубровском ещё со школы. Все эти качества присущи герою и в спектакле. Никита Смольянинов сумел продемонстрировать и мужественность, и жесткость, но вместе с тем ранимость, и даже беспомощность своего героя перед ударами судьбы, явив поистине гремучую смесь, состоящую из противоречий. Так что Владимир Дубровский так и остался для меня понятным, но непознанным, что ценно.

Впрочем, он не единственный главный герой.

Не менее интересно наблюдать за старшим Дубровским (Денис Суханов) и его соседом Троекуровым (Игорь Гудеев). Очень яркие персонажи. Хотя я до сих пор не могу выбрать самого яркого, потому что в этом спектакле, кажется, яркие все! Даже слуги. Взять хоть служанок в доме Троекурова, которые одной только походкой каждый раз демонстрировали новый образ и характер. Сама удивляюсь, но я запомнила даже станционного смотрителя с женой, хотя пробыли они на сцене всего пару минут.

Итак. Принципиальный, как скала, Андрей Гаврилович не успокаивается даже на том свете, продолжая являться и отравлять жизнь соседу. И делает это поистине гениально!

Троекуров же наоборот, сумасброд и самодур! Каждое его появление - просто взрыв энергии! Сцена с медведем? Да! Сцена в суде? Да! А каков он во время приёма на работу Дефоржа! О, да!

Вот честно, если бы не обстоятельство, приведшее к тому, что его самодурство губит жизнь не только соседей, но и собственной дочери, Троекуров стал бы моим любимым персонажем в этом спектакле. Но боль и презрение испытанные мной в тот момент, когда он, найдя записку, запирает Машу (Ася Войтович) в четырёх стенах, словно в клетке, подтолкнуло меня к поиску других любимчиков. И я снова сконцентрировалась на Владимире Дубровском. Не князя же Верейского (Сергей Зарубин) выбирать в самом деле. Хоть и его выход был весьма эффектен, особенно в день венчания.

Но стоит признаться честно, моё зрительское сердечко тронул и ещё один персонаж - Шабашкин, секретарь Троекурова. Точнее, не сам персонаж, конечно, а то каким его задумал режиссёр и блестяще сыграл Арсен Ханджян. Браво! Мимика, пластика, блестяще!

И тут самое время отметить, что в спектакле очень много именно пластических приёмов. Герои всё время пританцовывают, эффектно и очень красиво двигаются, и смыслом наполнено практически каждое движение, вплоть до поворота головы или взмаха рукой.

Хореограф Альберт Альберт проделал невероятную работу!

А ещё не раз удивляла музыка. Это меня-то, которая музыку обычно почти не замечает, концентрируясь на актёрской игре. Но в этом спектакле ярко всё. Впрочем, я, похоже, уже повторяюсь.

Сходите!

Юлия 24 марта, 11:16

"Дубровский" роман знакомый до боли! Спросите любого школьника)
И было любопытно, посмотреть на версию Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина. Что режиссёр Яков Ломкин нового и современного увидел в произведении, которому почти 200 лет.
Постановка, действительно, очень современная.
Музыка с жёсткими ритмами от композитора Ричардаса Норвила.
Костюмы основаны на лекалах старинных костюмов, но из новых тканей.
Стенография. Минимум декораций. На сцене сооружен прозрачный цилиндр, который легко трансформируется: сдвигаются части цилиндра , создавая открытое пространство, опускается клетка или огромный крест.
Ну и танцы, движения, пластика- в каждой сцене есть движение, статика отсутствует. Постоянно меняющуюся картинку современный мозг лучше воспринимает. Даже, когда на сцене монолог героя, вокруг него извиваются пифии или мойры, сопровождают, обозначают.
Мне показалось, что язык тела - основной в этой постановке.
Гости Троекурова говорят словами, а движения их, как у собак, обожающих своего хозяина (машут хвостами, облизывают, принюхиваются). Молодой Дубровский едет в импровизированной бричке и трясется то крупной, то мелкой дрожью. ередавая телом качество дороги.

Интересное решение режиссёра дать много жизни на сцене проходному персонажу- заседателю Шабашкину (Арсен Ханджян) У Пушкина Шабашкин это делоуправитель, который послужил механизмом отъема поместья Дубровского для Троекурова. Персонаж "чиновник", если задуматься, в жизни обычного человека может сыграть роковую роль. Чиновничья машина смазанная властным и денежном просителем может сг***** человека за считанные дни. Господин Шабашкин - персонаж яркий и узнаваемый. Он говорит подобострастным голосом, ходит согнувшись, буквально облизывает своего хозяина.

Впечатлило как режиссёр развил фигуру старшего Дубровского (Денис Суханов). После смерти Андрей Гаврилович не уходит со сцены, он постоянно является Троекурово во снах ли, в видениях. Мучает своего душегуба, читает ему Пушкина. Причем голос и интонации актёра настолько харизматичный, что кажется его устами говорится сама судьба. Такого прекрасного чтение Пушкина я давно не слышала!
Постановка не отпускает, не оторваться!

Светлана 23 марта, 08:12

Нынешний 2024 год в России объявлен Годом Пушкина: 6 июня мы будем отмечать 225-летие Александра Сергеевича.
И мы имеем уникальную возможность посмотреть спектакли по произведениям Пушкина.
Вот и я смогла в конце марта побывать на спектакле "Дубровский" в театре «Сатирикон». Сценическая версия романа А.С. Пушкина - так представляет этот спектакль театр на своем сайте.
Спектакль в жанре фанатасмагории с мистическим подтекстом. Звучит необычно.
Фантасмагория . Что это ? Фантасмагория — жанр театрального представления в Европе в XVIII—XIX веках, в котором при помощи «волшебного фонаря» на заднем плане демонстрировались пугающие образы: скелеты, демоны, привидения. Вот так объясняет нам интернет.
Режиссер Яков Ломкин решил к этому необычному жанру обратиться при постановке романа. И это сделало его необычно загадочным и интригующим.
Сюжет всем известен еще по школьной программе - любовь потомков воюющих отцов - "благородного разбойника" Владимира Дубровского и Маши Троекуровой . Еще большой плюс этого романа - он не закончен Пушкиным. Это позволяет режиссеру создать свой финал спектакля.
Необычность жанра, ожидание финала , да и само слово Сатирикон сделало этот спектакль очень ожидаемым у театральной публики. Еще не доходя, до Дома на Яузе, там состоялась премьера, стоял народ и спрашивали "лишний билетик".

Спектакль начинается неожиданно для классической постановки, Сейчас режиссеры стали работать креативно и используя все возможности театральной школы. Костюмы немного современные , но в тоже время напоминающие нам, что это происходит в 19 веке. Музыка также больше из нашего времени, как бы подчеркивая , что в жизни все идет по спирали. Многие сцены как будто из жизни 21 века. Загадки и противоречия русского мира, в котором «разбойничье» начало становится определяющим, а смирение возвращает утраченную гармонию, пробует осмыслить команда спектакля.
Но хочется отметить не только тесную взаимосвязь этого романа с нашим временем, которая так удачно показана режиссером, но и пластичность артистов. Пластика - еще один герой этого спектакля. Пластичность актеров театра "Сатирикон" - это визитная карточка театра.
Пушкин современен всегда : и в веке 19, и в 21 веке. Проблемы, которые он поднимает в своих произведениях, тоже актуальны во все времена.
Актерскому составу , хореографу, музыкальному редактору, всей команде создавший этот спектакль во главе с режиссером Яковом Ломкиным удалось приблизить роман к нашему времени, но и остаться в тех временах, используя современные технологии сделать его зрелищным и необычным.

"Дубровский" в театре Сатирикон

Уж что-что, а Пушкинского Дубровского читал в нашей стране каждый, а если и не читал, то "проходил" на литературе. Так что сюжет общеизвестен и его очередное воплощение на экране или сцене не сулит чего-нибудь абсолютно нового. Так думала я, когда шла в Сатирикон на премьеру спектакля, поставленного Яковом Ломкиным. Как же я ошибалась. Нет, с сюжетом все в порядке, режиссер последовательно ведет нас четко по замыслу Пушкина, но каждая, или почти каждая сцена повести режиссером и автором инсценировки Анастасией Ермоловой разворачивается к зрителям неведомой стороной. Из одной пушкинской фразы создается эффектный коллаж, из одного лишь намека возникает неожиданный персонаж. Характеры героев повести полностью соответствуют пушкинскому замыслу, но предстают перед нами более выпуклыми, многогранными, обладающими качествами, существующими в повести лишь между строк. Этот спектакль скорее размышления после прочтения, следствие раздумий, личностных фантазий.
Тень отца Дубровского мучает Троекурова в тревожных снах. Умерший Андрей Гаврилович читает по ночам Кириле Петровичу пушкинскую Пиковую, а сам Пушкин засучив панталоны отправляется на рыбалку. Спектакль театра Сатирикон "Дубровский" пронизан пушкинской поэзией, пушкинской лирикой и философией.
Здесь каждый шаг, каждый поворот головы актера важен для сюжета. Этот спектакль стоит на границе театра драматического и пластического. Четкость движений, музыкальность проходов не менее важны чем текст. Вклад хореографа Альберта Альберта в постановку значителен и несомненен. Сценография художника Виктора Герасименко одновременно и лаконична, и свободна в крылатом полете фантазии. Древнеегипетские Анубисы встают на страже Фемиды во время тяжбы землевладельцев. Медведь - невинная жертва помещичьих забав оказывается плюшевой игрушкой Маши Троекуровой. Владимир Дубровский хрестоматийно романтичен, Маша нежна, изящна и красива.
Гости и дворня Троекурова - подлаивающие и ластящиеся к хозяину собачки, продолжение его знаменитой псарни. Семьдесят душ Андрея Дубровского его семья. Князь Верейский в исполнении Сергея Зарубина карикатурно отвратителен. Ах, знаменитый Месье виктюковских Служанок, ваша пластика по прежнему прекрасна.
Спектакль "Дубровский" наверняка станет событием сезона. Его необходимо увидеть.

Любовь О. 15 сентября 2021, 11:35

Театр "Сатирикон" открыл новый сезон премьерой спектакля "Это все она" по пьесе Андрея Иванова.

О чем спектакль? О матери и сыне, о трудностях в общении, взаимопонимании, о проживании героями горя - смерти любимого мужа и отца, о любви...О цифровых технологиях, которые должны улучшить жизнь, а тем временем усложняют отношения людей, а всемирная сеть и вовсе ловит в свои сети.

В героях спектакля вы можете увидеть себя, или свою мать, сына, брата... настолько он близок нашему времени. Много молодежного сленга, интернета, смайлов (да-да!). Спектакль на накале, но в тоже время присутствуют комичные моменты, вызывающие смех. Ведь именно такая жизнь! Наполненная различными эмоциями!

Спектакль "Это все она" не скучен, будет понятен и отцам и детям. Сюжет затягивает, а героям невольно начинаешь сопереживать, что говорит об отличной игре актерского состава.

Хочется отметить сценографию: две комнаты и стена между ними, олицетворяющая стену в отношениях матери и сына. Интересным решением было добавить видеоряд над героями, который усиливал сцены, расставлял точки невозврата. Отлично подобранная музыка, как эмоции героев, еще больше наполняла спектакль жизнью.

Это тот спектакль, который обязательно нужно смотреть родителям и подросткам! Возможно именно этот просмотр спасет не одни отношения, и не одну жизнь...

Ирина 29 апреля 2021, 10:24

В Сатириконе нет проходных спектаклей. Какие-то могут быть ближе, какие-то, что говорится, "не твое", но это всегда остро, тонко, умно, эмоционально. Мой ТОП - Шутники, Отелло, Человек из ресторана, Плутни Скапена, Близкие друзья

Юля 6 апреля 2019, 05:31

Любимый театр! Любимые актеры! Самый прекрасный худрук! Спасибо вам за счастье которое вы дарите нам, зрителям. За вашу энергию и талант!

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про лучшие
события

Сатирикон - адрес на карте

Фотографии к «Сатирикон»

Статьи по теме

Лучшие спектакли нового театрального сезона

Театральный сезон 2014 — 2015 открыт. «Сатирикон», «Театр Луны», «Геликон-опера», Театр на Таганке, Театр на Малой Бронной и другие представляют премьеры и лучшие спектакли прошлого сезона.
22 сентября 2014

Что год в театре нам готовит

Главные премьеры нового театрального сезона.
18 августа 2014

Все лучшее детям

Куда сходить в новогодние каникулы
23 декабря 2013

Театр будущего

Главные премьеры наступающего 2014 года.
18 декабря 2013

И снова о любви

8 спектаклей о сильных чувствах.
25 ноября 2013

В театр как на праздник

Театральные хиты и премьеры этой осени.
21 октября 2013

Театр: что дальше

VashDosug.ru продолжает публиковать планы наступающего театрального сезона. В этом обзоре — секреты самых любимых театров москвичей. Что готовят театралам «фоменки», «женовачи», «Сатирикон», «Табакерка» и др.
29 августа 2013

Под занавес

Летом в столице театральная жизнь замирает. Но пока труппы не разъехались на гастроли, надо успеть увидеть их лучшие постановки.
27 мая 2013

Ищите женщину!

Колоритные женские роли в московских спектаклях.
15 апреля 2013

Каникулы с детьми

VashDosug.ru предлагает обзор нескольких развлекательных площадок, которые предназначены для семейного отдыха в дни новогодних и рождественских каникул.
24 декабря 2012

Открытие театрального сезона: новое и лучшее. Часть 2

VashDosug.ru продолжает рассказывать о том, куда непременно стоит купить билет в начале нового театрального сезона. Как говорится, не пропустите!
21 сентября 2012

Драматический театр: новое и лучшее в следующем сезоне

Какие спектакли готовятся к постановке в московских театрах.
10 августа 2011