Спектакль Всадник

Оценка редакции

Большой театр предоставляет сцену спектаклю авторитетного Оперного фестиваля города Савонлинна, который имеет почти вековую историю. Гости споют неизвестную в наших широтах оперу Аулиса Саллинена. Впрочем, тема постановки будет понятна каждому: «Всадник» - романтическая опера о любви. Судя по либретто, горячие финны владеют предметом.

«ВД» 17.11.06: Финн в седле
Обычно художественные события в честь официальных дат напыщенны и неуклюжи. Но обменные гастроли Большого театра и Савонлиннского оперного фестиваля – редкое исключение.
Не всякий театр удостаивается чести сотрудничать со старейшим в Европе оперным фестом. И тут не было бы Большому счастья, да помогло 100-летие финского парламента, празднование которого посредством оперы докатится и до Москвы. Привозят оперу «Всадник» современного финского композитора Аулиса Саллинена, и это будет первый показ в России продукции Савонлиннского фестиваля и первый опыт его сотрудничества с оркестром Большого театра, за дирижерский пульт которого встанет маэстро из Финляндии Ари Раселайнен. Гастроли предусматривают ответный ход. В июле будущего года Большой отправится в Савонлинну показывать два спектакля: достояние сороковых годов, «Бориса Годунова» Мусоргского (трижды) и свежих «Детей Розенталя» (дважды). А то как-то неудобно получается: артисты Большого частным порядком выступают в Савонлинне и в операх, и в сборных концертах, а альма-матер вроде бы и не при чем.  
Премьера финского «Всадника» прошла в июле 1975 года. Композитор победил на общефинском конкурсе, все участники которого писали опусы в честь 500-летия древней крепости Олавинлинна, на грандиозном фоне которой и в ее великолепной акустике почти век показывают спектакли Савонлиннского оперного фестиваля. Потому в либретто намешены легенды, сон и явь, любовные истории выстраиваются в согласии с местными нравами, а кровавые сюжеты из жизни Всадника Антти сплетены с местными историческими реалиями. И все-таки это современная постановка. У Аулиса Саллинена получилась музыкальная баллада о несходствах судеб и характеров Мужчины и Женщины, актуальных и в XVI-XVII веках, и сейчас. Но при том из либретто не складывается плоская историческая картинка: бытовой лишь на первый взгляд, текст напичкан поэтическими парадоксами и глубоким философским смыслом. Цепь событий несет за собой главного героя, но поскольку дело все-таки происходит на севере Европы, здесь виснут в воздухе зловещие предсказания, изменить которые никто не в силах. Потому все герои оперы «Всадник» – пленники в сетях судьбы, стоящие перед неизбежностью. Для драматического эффекта Саллинен, конечно, использует речитатив, но в музыке оперы много лирики: цитаты славянских мотивов, финских народных мелодий и даже три из «Четырех песен о сне» - цикла Аулиса Саллинена, мелодика которого прослеживается во всех частях оперы. 
Словом, «Если желаете послушать историю, которая Повествует О Мужчине и Женщине, Войне, лошадях, счастье, Смерти – Тогда слушайте». Всадник, ряженый медведем, по обряду высматривает девственницу в доме новгородского купца. Но складывается так, что он, совершив два убийства, приходит за правосудием в крепость Олавинлинна. Прекрасная затравка для трехактной национальной оперы. И, слава богу, никакого официоза.

Отзывы о «Всадник»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 0)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / опера