ПОИСК

Моя оценка

Наталья Витвицкая
15 декабря 2014

Финита ля комедия

В Театре им Моссовета — важная премьера. Спектакль «Римская комедия» — подарок режиссера Павла Хомского драматургу Леониду Зорину (живому классику, автору «Варшавской мелодии» и сценария «Покровских ворот» исполнилось 90 лет) и актеру Георгию Тараторкину, празднующему 70-летний юбилей. Кстати, сам Хомский скоро тоже будет отмечать круглую дату. Бенефисную постановку, «обслуживающую» сразу несколько юбилеев, есть в чем упрекнуть. Но ее никак нельзя назвать старомодной.

Пьеса про идеологический спор императора Домициана и поэта-сатирика Диона была написана в 1965 году, первым ее поставил Товстаногов в БДТ. Спектакль до премьеры не дожил, — его закрыли после генеральной репетиции. Трудная судьба была и постановки Рубена Симонова в вахтанговском театре, — но ее отстояли, и в репертуар она вошла. Спустя 50 лет Павел Хомский решил, что «Римская комедия» вновь актуальна. В современной стране тоже имеются правители, тиранствующие «в силу государственной необходимости». А вместе с ними и обозленные диссиденты (готовые под страхом смерти кричать правду), и бодрые конформисты, и циничные подхалимы.

Спектакль — открытая демонстрация печальной расстановки сил в любом обществе. На сцене оживает Рим, но Рим «закавыченный», условный. Он вполне может обернуться сегодняшней Москвой. Здесь узнаваемы лицемерный пафос официальных речей, горькая иллюзия народного единения, нехитрые попытки властьимущих «порадовать царя». Образы Домициана (блестящая работа Виктора Сухорукова) и Диона (не менее блестящая Георгия Тараторкина) тоже говорят сами за себя. Одному нужно властвовать, второму — разоблачать.

Расстраивает одно — прямолинейность, с которой режиссер рассказывает эту историю. Не спасают даже стилизованные под исторические костюмы героев и яркая, с оттенком вульгарности сценография (имперские декорации другими и быть не могли). Дерзкий и яростный спектакль не ставит вопросов, он сразу дает ответы. Правда лучше лжи, власть страшнее оппозиции, свобода важнее признания. Но все эти истины сегодня не резонируют. А новых сил и идей, похоже, нет ни у кого, — ни у власти, ни у оппозиции, ни у всех нас — тех, кто покорно наблюдает этот вечный и абсурдный спор со стороны.

Отзывы

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

Сб, 8 апр | Гоголь-центр, драма Сб, 8 апр

Школьный роман-воспитание, вписанный в мрачные реалии сегодняшней Москвы.

c 1 по 2 апр | Большой театр, балет c 1 по 2 апр

Одноактные балеты Джорджа Баланчина. Все звезды Большого на одной сцене.

Золотая маска

Вт, 4 апр | Центр им. Вс. Мейерхольда, драма Вт, 4 апр

Злободневный спектакль Виктора Рыжакова про войну и смерть.

Выбор редакции

c 5 по 8 апр | Большой театр, балет c 5 по 8 апр

Эффектный балет Кирилла Серебренникова по одноименному роману Лермонтова.

Премьера

Сб, 1 апр | Студия театрального искусства, драма Сб, 1 апр

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

Золотая маска

Сб, 1 апр | Геликон-Опера, опера Сб, 1 апр

Единственная в своем роде опера-альбом о жизни «святого доктора».

Ср, 5 апр | Студия театрального искусства, драма Ср, 5 апр

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

Золотая маска

Пн, 3 апр | Театр Post, драма Пн, 3 апр

Любопытный спектакль-эксперимент, созданный с помощью генератора случайных чисел.

Золотая маска

Пт, 31 мар | драма Пт, 31 мар

Променад-спектакль по произведению Бертольта Брехта.

c 2 по 3 апр | Театр наций, драма c 2 по 3 апр

Миронов, Хаматова, Боярская в очень современной версии чеховской пьесы.

c 5 по 7 апр | МДТ — Театр Европы, драма c 5 по 7 апр

Вольное сочинение Льва Додина по главной трагедии Шекспира с Данилой Козловским.

Премьера

Пт, 7 апр | Театр им. Вл. Маяковского, драма Пт, 7 апр

Светлана Немоляева в главной роли в комедии Островского.