Спектакль Гала-концерт памяти Леонида Лавровского

Оценка редакции

Большой театр отмечает столетие Леонида Лавровского. Гала-концерт должен показать, насколько далеки от правды клише о знаменитом балетмейстере: кроме вековечных «Ромео и Джульетты» будет показана неизвестная «Классическая симфония».


Чтобы по-настоящему понять, что такое Леонид Лавровский, надо приехать в город Дамаск, включить среди ночи телевизор и увидеть по «культурному» каналу фильм-балет «Ромео и Джульетта», снятый Британским телевидением в 1973 году. Этот расклад в полной мере отражает влияние, которое Лавровский оказал на мировое искусство.
Строго говоря, за всей его успешностью и благополучием всегда чудилось второе дно. Оно просматривается и на сцене, в его суперхитовом «Ромео...», и в рафинированных жизнеописаниях мэтра. О Лавровском принято думать как о знатном мастере выполнения госзаказов советской страны. Как об официальном отце отечественного драмбалета с его страстями-мордастями на пуантах. Как об удачливом профессионале, который ровно, по ступенькам прошел положенный артисту балета путь к Эвересту. Что верно: окончил ленинградскую школу, стал солистом в Кировском театре, перетанцевал альбертов и зигфридов, попробовал сочинять. В середине 30-х Лавровский руководит балетной труппой Ленинградского Малого театра, на рубеже 30-40-х Кировского, а с 1944 по 1964 – почти двадцать лет с небольшими перерывами – рулит Большим балетом.
Лавровский обеспечил главный прорыв советского балета. С его «Ромео...» на штандартах и Улановой-Джульеттой Большой оглушил мир на первых послевоенных гастролях в Лондоне, чем реинкарнировал славу Russian ballet после Дягилевских сезонов. Мир обнаружил, что русский медведь сберег отличную школу и что ему есть, что и как сказать. Драматическим балетом «по-лавровски» заболели лучшие юные умы британской хореографии.
Но все эти заслуги перед отечеством относятся к парадному Лавровскому. А непарадному дважды лауреату Госпремии и автору идейно верной хореографии ничто человеческое было не чуждо. В самом начале балетмейстерской карьеры он баловался симфоническим танцем: ставил «Грустный вальс» Сибелиуса и «Этюды» Шумана. Потом пробовал быть актуальным, выдумывая слегка авангардный «Ночной город» Бартока. А к концу жизни он закручинился о судьбе художника, поставив очень странного, зыбкого «Паганини». И со всем своим богатым багажом пришел к тому, с чего начинал, придумав «Классическую симфонию».
Для гала-концерта к 100-летию Лавровского в Большом этот капитально забытый балет восстанавливает его сын, знаменитый танцовщик Михаил Лавровский. Можно надеяться, что зрелище существенно откорректирует представления о главном балетмейстере советского классицизма.

ПОДРОБНОСТИ

Послевоенное противостояние Америки и России причудливым образом выливалось в балет. Наши идейные, с непременной интригой и характером спектакли радикально отличались от любимого за океаном бессюжетного Баланчина. Лавровский пробовал отвечать американскому стандарту прямой наводкой, вымучивая из себя балет «Страницы жизни» на музыку брата Баланчина, композитора Александра Баланчивадзе. Отзывы о нем печальны.
В конце пятидесятых Лавровский организовал первый в стране балет на льду и даже поставил два бесцветно названных «ледяных» балета: «Зимнюю фантазию» и «Снежную симфонию».

Отзывы о «Гала-концерт памяти Леонида Лавровского»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 0)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / балет