Спектакль Чехов, Баланчин и другие

Оценка редакции
Дата премьеры: 10 октября 2005

Лейла Гучмазова, обозреватель журнала «Ваш досуг», 6.10.2005: Классики, поберегись!

Зал Чайковского отдает сцену балетному проекту «Чехов, Баланчин и другие». Молодые дарования вместе с труппой Вячеслава Гордеева «Русский балет» покажут миниатюры и опусы на темы классиков.

Вообще-то театр «Русский балет» не был замечен в пристрастии к экспериментам и в доверии к юным новаторам. Скорее наоборот: здесь как могли холили и лелеяли классический балет, отирая пыль с его золоченых завитушек. Главный умница труппы, танцовщик Юрий Бурлака, даже копался в архивах, возобновляя забытые соло, и с успехом представлял раритеты в Мастерских Большого театра. Теперь «Русский балет» вдруг призвал молодых варягов - новаторов. Вячеслав Гордеев пригласил из ближнего далека хореографов Тамаза Вашакидзе и Индру Рейнхолде, которые специально для «Русского балета» придумали одноактные спектакли. А в третье отделение уместил целую гильдию московских хореографов, краткие опусы которых вряд ли зацепят глаз или воображение. Миниатюры готовят Юрий Клевцов, Андрей Меланьин, Александр Петухов, Юрий Выскубенко и Дмитрий Проценко с поддержкой коллег из Большого театра и Екатеринбургского театра оперы и балета. С этими работами все более или менее ясно: у балетного артиста, который в 37 лет уходит на пенсию, не растратив ни опыта, ни сил, есть только два способа остаться в профессии – сделаться педагогом или хореографом. В обоих случаях нужен дар, но поскольку обнаружить его можно только после пробы пера, артисты радуются любой возможности показать себя в новом качестве. Будьте бдительны и терпеливы.

С гостями дело обстоит интереснее. Тамазу Вашакидзе, как всякому уважающему себя балетному грузину, не дают покоя лавры великого соотечественника Георгия Баланчивадзе, ставшего отцом американского балета Джорджем Баланчиным. Не мудрствуя лукаво он так и назвал свой опус - «В мастерской Баланчина» (музыка Иоганна Штрауса). Может быть, втайне надеясь, что упоминание заветного имени гарантирует ему появление собственного шедевра.

У рижанки Индры Рейнхольде своя история. Впервые она показалась широкой публике года три назад в Петербурге в проекте «Молодые хореографы в Мариинском театре», ныне благополучно почившем. Ее тогдашние «Отражения» на музыку Шопена нашли отклик у Вячеслава Гордеева, и ныне по взаимному согласию она готовит премьеру «Черного монаха» по Чехову на музыку Шостаковича и Прокофьева. То есть связывает в компанию трех классиков, обещая нечто новенькое, но без радикализма. В чеховской истории сохранены не все герои, зато троих солистов дублируют четыре двойника. Индра считает, что с их помощью внутренние переживания героев становятся более очевидными, что «другое тело» помогает скрытым чувствам выйти из сферы невидимого и освоиться на территории танца, а при необходимости еще и показать прошлое или будущее героя. Вслед за Чеховым у Рейнхолде после крушения идеалов обыденная жизнь становится невыносимой, но, по ее словам, она меньше выделяет болезненную сторону «Черного монаха».

Словом, история может получиться небанальной. Выгодно это как минимум трем сторонам: Индре Рейнхолде и другим хореографам, получившим шанс выйти в свет, театру «Русский балет», примерившему роль открывателя талантов, и зрителю, который в этот раз не увидит на балете лебедей и вилисс.

ДЕТАЛИ
- Индра Рейнхолде предлагала для постановки в «Русском балете» спектакль на музыку И.С. Баха с неким развитием отношений между мужчиной и женщиной; и бессюжетную танц-симфонию на партитуру Вагнера. Предпочли «Черного монаха».
- Хореограф Рейнхолде не выбирает музыку для танца специально: «Слушаешь музыку неизвестно для чего – и конкретная вещь трогает».
- Первая часть «Черного монаха» - «нормальный» светлый балет. Но действие приходит к трагическому финалу, и потому автор называет спектакль «скорее пессимистичным».
- На вопрос, можно ли ее назвать умеренным радикалом, Рейнхолде долго думает и потом отвечает: «Ну, если надо обязательно как-нибудь называть… Это не намеренно. Я как чувствую, так и работаю».
- «Черный монах» не первая балетная версия произведений Чехова. Он идет после «Чайки», «Дамы с собачкой», «Трех сестер» и самой свежей «Палаты №6».

Отзывы о «Чехов, Баланчин и другие»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 0)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / балет