Спектакль Фиделио

Оценка редакции

Александр Дмитриев, журнал «Ваш Досуг», 18.11.05: 200 лет как новенький

Музыкальный театр им. Станиславского, переживший за один год два пожара, жив! Несмотря ни на что, день в день, спустя ровно 200 лет после премьеры, концертным исполнением в ММДМ он празднует юбилей культового сочинения немецкой культуры – оперы Людвига ван Бетховена «Фиделио».

Идея громко отметить день рождения единственной оперы Бетховена в России принадлежит руководству Московского академического Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Театр не поскупился на звездный состав: вместе с его солистами в «Фиделио» будут петь Габриэле Фонтана и Роберт Ллойд. Тот самый Ллойд, которого Андрей Тарковский выбрал на роль Бориса Годунова, когда ставил единственную в своей жизни оперу в лондонском театре «Ковент-гарден». Певец-интеллектуал с оксфордским дипломом и русский режиссер-мистик во время работы сумели найти общий язык, и роль русского царя стала одной из лучших в блестящей артистической карьере Ллойда. После он с успехом пел Бориса в Вене, Амстердаме и Флоренции. В 1990 году лондонская постановка была перенесена на сцену Мариинского театра. Спектакль с Робертом Ллойдом в заглавной партии и Валерием Гергиевым за дирижерским пультом транслировался на весь мир. Спустя 15 лет легендарный британский бас вновь приедет в Россию, чтобы исполнить партию Рокко в «Фиделио». В списке действующих лиц оперы этот персонаж значится далеко не первым, но сюжет развивается так, что он все время оказывается в центре внимания. По протяженности и нагрузке с Рокко может конкурировать только партия главной героини оперы Леоноры, которую сейчас будет петь Габриэле Фонтана. В остальных ролях, от главного злодея Пизарро до невинно арестованного мужа Леоноры Флорестана, заняты солисты Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Руководить международным проектом пригласили Томаса Зандерлинга, с которым у театра давние творческие связи. Для работы с легендарной немецкой оперой у него есть не только профессионализм, но и «правильная» анкета. Он родился в годы войны в Новосибирске: его отец, дирижер Курт Зандерлинг, в 30-е годы уехал из нацистской Германии в СССР и много работал с нашими лучшими оркестрами. После войны семья Зандерлингов вернулась в Германию, где Томас Куртович, как его до сих пор называют в России, тоже стал дирижером и тоже добился мировой известности, в том числе и своими работами в оперном театре. В 1958 году Курт Зандерлинг был дирижером-постановщиком спектакля «Фиделио» в ленинградском Малом театре оперы и балета. Теперь, спустя почти полвека, оперу на российскую сцену возвращает его сын.

Для концертного исполнения взята третья, окончательная редакция оперы. Именно она утвердилась на сценах всего мира. Это тот самый возмужавший «Фиделио», без которого немыслим ни Бетховен, ни немецкая музыка, ни современная оперная культура.

Подробности
- Бетховен начал сочинять музыку «Фиделио» в 1803 году. В качестве либретто он использовал немецкий перевод текста, написанного французом для француза: драматургом Жаном-Николя Буйи для композитора Пьера Гаво. На этот же сюжет писали и другие композиторы, в том числе и Фердинандо Паэр.
- Музыкальный анекдот гласит, что Бетховен однажды услышал оперу Паэра в Дрездене. После спектакля автор подошел к Бетховену и поинтересовался, что тот думает о его произведении. Бетховен ответил: «Прекрасная опера! Она настолько мне понравилась, что я, наверное, напишу к ней музыку».
- Тем не менее и опера Бетховена, которая первоначально называлась «Леонора», поначалу не имела успеха. По-настоящему популярной она стала лишь через несколько лет после премьеры.
- Как истый перфекционист, Бетховен написал к своей единственной опере целых четыре увертюры. В окончательной редакции использована самая короткая из них. А остальные часто звучат в концертах.

Отзывы о «Фиделио»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 0)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / опера