Спектакль Переход

Оценка редакции
Дата премьеры: 27 апреля 2006

Елена Груева, обозреватель журнала «Ваш Досуг», 19.05.06: Вариации на тему гимна

Не зря говорят, что при должном умении можно поставить спектакль даже по телефонной книге. Режиссер и музыкант Владимир Панков сумел сделать зрелище из бессвязного набора скетчей новой драмы.

Главный секрет последней премьеры Центра драматургии и режиссуры Казанцева/Рощина «Переход» кроется в любопытном звучании, в остроумном переплетении знакомых мелодий, неожиданные интонации которых придают заезженным темам новой драмы чисто музыкальный драйв. Что и не мудрено. Автор этого проекта Владимир Панков известен в театральных кругах, прежде всего, как руководитель Пан-квартета – создателя саундтреков чуть ли ни всех заметных экспериментальных спектаклей. И уже потом как актер и постановщик, выпускающий вот уже третью премьеру. В каждой из них он превращал драматических актеров в своеобразные музыкальные инструменты, для которых тембр звучания и верный тон важнее того, о чем они говорят или поют. А «звучат» они исключительно о язвах общества. «Красной ниткой» – о гибели русской деревни, «Док.тор» – о бедах сельской медицины, «Переход» – о жутких трудностях жизни в городе. Но если первые идут в крохотных залах Центра Высоцкого и Театра.doc, то новая премьера собрала чуть ни тысячный зал «Театриума» на Серпуховке.

Сам Панков нашел для своих спектаклей вполне точное жанровое определение – саундрама. Хотя «Переход» можно было бы назвать и саунд-сюитой. Он вобрал в себя сценки, якобы подсмотренные и записанные в подземном переходе целым десятком драматургов. Творцы новой драмы привычно сокрушаются о нравах ментов, о тяжкой доле проституток, о процветании наркодилеров, о буднях бомжей, страданиях трансвеститов и транссексуалов, о притеснении нацменьшинств и проблемах секса через Интернет. И все это было бы очень скучно, если не звучало бы как отлично сделанные номера единого шоу. Музыкальные насмешки ловко скрывают огрехи текста. И кому какое дело, что самым страшным в жизни проституток оказывается не «субботники» и извращенцы, а то, что менты заставляют их драить стены отделения. Главное, что из письма «пострадавшей» Путину вышел классный речитатив.

Гвоздем новой саундрамы стали вариации на темы гимна. Знакомую всем мелодию блестящие музыканты Пан-квартета (которые, естественно, тоже на сцене) то перекладывают на лирический лад, то превращают в заплачку, то в церковный канон, а то исполняют, как написано, но только смешивают все варианты исторических текстов. Казалось, что зал радостно воспринял игру актеров и понял ее иронию. Но стоило зазвучать в динамиках ортодоксальному гимну в исполнении хора и оркестра, как зрители начали подниматься. Инстинкт гимностояния сработал, несмотря на то, что хор пел про «союз нерушимый республик свободных» – главную песню исчезнувшего пятнадцать лет назад государства. И тут стало совсем не до смеха. Вот уж саундрама – так драма.

Отзывы о «Переход»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 0)

Читайте про другие
события

Статьи по теме

Другие спектакли / драма