Спектакль Исповедь любительницы поэзии

Оценка редакции
Дата премьеры: 17 декабря 2010


Героиня, придя на поэтический вечер, встречает мужчину, который заставляет ее забыть о поэзии, да и вообще обо всем на свете.

В тихий летний вечер в одном из парков Лос-Анджелеса,  происходит  знакомство тридцатипятилетней любительницы поэзии с мужчиной, который заставляет ее совершать поступки, абсолютно ей не свойственные. Знали ли они друг друга раньше, как утверждает он? Или она совершает ошибку, поверив в то, что нашла, наконец, настоящую любовь? Кто он: сумасшедший или пророк, невинная жертва или ловкий кукловод? Эта роковая встреча переворачивает ее представления о приличиях и морали, рушит  ход ее размеренной жизни. «Исповедь любительницы поэзии» – пьеса провокационная, порой даже эпатажная. Зрители сразу же оказываются втянутыми в сложные отношения  героев.
 

Отзывы о «Исповедь любительницы поэзии»

Вячеслав Марусенков 21 февраля 2012, 09:05

Спектакль театра "Ибрус" по пьесе Р. Ибрагимбекова "Исповедь любительницы поэзии" в его же постановке это история поэтессы, повстречавшей в аллеях Лос-Анжелеского парка человека, который затронул в ее душе и сердце доселе неизведанные ею чувства, желания и соблазны. Встреча на темной аллее с человеком который утверждает, что она когда-то в прошлом оказала на него определенное влияние, в корне изменившее его сексуальные предпочтения, а следовательно и духовно-нравственные ориентиры, позволяет героине взглянуть по-новому на свои собственные пристрастия. По ходу развития действия спектакля становится не важно, была либо нет у них связь в прошлом, есть ли необходимая почва для них в настоящем и продлятся ли их отношения в будущем. Автор вторгается своим произведением в бездны подсознания, очерчивая круг интересуемых проблем категорией нравственно-ценностных отношений.
Тема спектакля возносится автором до понимания не до конца изученного психологией "феномена заложника", позволяя взглянуть на это с точки зрения сексуально-ролевых отношений полов. Фильмы "Ночной портье" Л.Кавани, "Клубничка в супермаркете" Д. Милича и целый ряд других были посвящены авторами пониманию происходящих в подсознании заложников процессов, которые приводят к романтизации образа преступника, силой физической, либо силой иного, более высокого уровня, зачастую восходящую до метафизического уровня, удерживающего жертву. Однако, похоже, впервые в спектакле "Исповедь..." автору удалось вплотную приблизиться к разгадке этого феномена. В своей пьесе он расставляет акценты таким образом, что окружающая действительность приобретает определенную веками форму, разрушая эфемерность здания надстроенную ничем не сдерживаемой гендерной экспансией. Мужчина и женщина занимают в пьесе Р. Ибрагимбекова свои строго очерченные места. Шаг за шагом, следуя поворотным драматургическим точкам, в результате раскрытия все новых и новых обстоятельств, драматических осложнений и столкновений интересов, доводят зрителей до состояния катарсиса во время предфинальной мизансцены, когда расставлены все точки над "i". Требуется лишь малейшее движение души героини, для того чтобы слезы очищения омыли усталые сердца зрителей. Это достигается благодаря скрупулезно выверенной системе идентификации ролей и типов героев пьесы. Осознание героиней сумасшествия героя действуют на зрителей, как своего рода финальный поворот, когда мы воспринимаем произошедшие события с иного ракурса, до этого совершенно непредсказуемого. Мир, воссозданный автором, приобретает до совершенства структурированную конструкцию, основой которой является гармония взаимоотношений полов. Спектакль по форме своей и по применению определенных приемов, не маловажную роль в которых играет игра актеров и выстроенная в соответствии с их возможностями сценография спектакля, порой незримо из дуаспектакля, выводится режиссером до уровня моноспектакля и диалог героев сливаясь в гармонии, звучит пронзительным монологом в лучших традициях отечественной театральной школы, когда над зрительным залом парит дух драматурга. Когда действо из театрального поля уходит в более высокие сферы восприятия происходящего и иллюзорность реальности становится ее зеркальной отображением, в которой легко заметить малейший изъян до ныне просто не замечаемый. С первой минуты спектакля зритель, освобожденный от груза реальности тяжелой бархатной портьерой зрительного зала, погружается в состояние сопереживания и сочувствия героям, что достигается всеми доступными режиссеру способами, включая музыкально-звуковое сопровождение спектакля и виртуозно подобранную цветовую палитру огней рампы. Мизансцена одного из самых напряженных моментов спектакля - секса героев с элементами зооролевизма - решена посредством удачного использования декора задника сцены, поз героев и цветового решения таким образом, что неминуемая пошлость проявившаяся в любом другом случае, в спектакле театра "Ибрус" приобретает ярко выраженную эстетику сексуального вожделения приравниваясь, если не превосходя, к состоянию любви. Духовный поиск героини закономерным образом подводит нас, зрителей, к осмыслению ответственности каждого за общий миропорядок, где от каждого зависит не только его судьба, но и судьба его окружающих, судьба тех, кто придет позже, и не напрасность усилий прежних поколений.
Во многом благодаря превосходной игре актеров, работы в поле театральной зрелищности, осмысленности подачи материала, натуралистические сцены пьесы, построенные на принципах психо-энергетической составляющей актерской игры, создают эффект со-бытия происходящего на сцене, вплоть до практически зримого платья героини, в то время как актриса все время ее нахождения на сцене остается в джинсах. Подобное, с уходом корифеев сцены, наблюдается все реже и реже, тем более приятным становится тот факт, что режиссеру удалось не просто подобрать удачный актерский состав, но и научить молодых актеров тем секретам, которые, к сожалению, в последнее время теряет мировой театр.
Это несомненная удача современного театра, спектакль не столько развлекающий, сколько позволяющий думать, анализировать, понимать.
В. Марусенков

Наталья Старосельская 22 марта 2011, 06:10

Сюжет спектакля "Исповедь любительницы поэзии" прост: тихим летним вечером в одном из парков Лос-Анджелеса героиня, пришедшая на вечер поэзии, встречает странного человека, который обращается с ней как с давней знакомой по бакинскому прошлому (а она никогда не была в Баку) и в отместку за то, что она отвергла его когда-то, грубо насилует женщину. И она, примерная жена и мать, никогда прежде не встречавшая этого человека, буквально перерождается — не столько, как воспринято большинством, под воздействием неведомого ей до сей поры мощного сексуального влечения, пробудившего потаенные инстинкты (хотя и это играет свою роль), сколько под гипнозом его уверенности в том, что их связывает общее прошлое. Не случайно, Она, словно в бреду «вспоминает» незнакомый ей город Баку и смутные черты этого человека. Не случайно ей кажется, что отныне перед ней распахнулся новый мир — неведомый, манящий, совсем другой, нежели тот, в котором она существует. И в этом мире она готова на все — оставить мужа и дочь, устремить с Ним в далекую и загадочную Шамбалу, взять в руки ружье и выстрелить в люстру комнаты, находящейся напротив окна дома, куда Он привез Ее.

Прежний мир разрушен сильным влечением к мужчине ли, гипнозом ли, зомбированием ли, не столь важно! - он рухнул в одночасье, подобно карточному домику. И на месте прежней личности явилась совершенно другая, познающая себя и свои возможности на наших глазах...

И то, что произошло все под воздействием грубого насилия, перестает быть важным. Гораздо важнее конечная точка дороги...

В название спектакля — подсказка: кто такая любительница поэзии? Не просто женщина сочиняющая стихи и читающая их на публике, это «диагноз», особое мировосприятие и мироощущение, потому что любителями поэзии мы, как правило, называем тех, кто существует отчасти в придуманном, вымышленном мире, мире собственных грез и фантазий. А что за грезы владеют человеком, что за фантазии его переполняют — этого не дано знать никому.

Так возникает второй план спектакля. Может быть он и не возник бы с той очевидностью, если бы режиссер и артисты углубились исключительно в выяснение того, где пролегает грань так называемых приличий и стыда. Но замечательные артисты Мария Сурова и Вадим Цаллати в очень точной режиссуре Рустама Ибрагимбекова играют настолько целомудренно и чисто, что невозможно упустить те глубинные планы, что раскрываются перед нами.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 6)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма