ПОИСК

Своими словами. Н. Гоголь «Мертвые души» (История подарка)

Премьера
Своими словами. Н. Гоголь «Мертвые души» (История подарка) Своими словами. Н. Гоголь «Мертвые души» (История подарка)
Оценка редакции
с 7 по 8 февраля
Режиссер-постановщикДмитрий Крымов
ЖанрДрама
Премьера23 декабря 2016

Моя оценка

Описание Расписание Фотографии Видео Отзывы и рецензии Купить билет Персоны
Наталья Витвицкая
7 января

Рецензия: «Гоголь. Мертвые души. История подарка»

Неожиданный спектакль-эксперимент, объясняющий, как Пушкин подарил Гоголю сюжет знаменитой поэмы, понравится иронистам и оптимистам.

Спектакль — долгожданный «второй эпизод» детского сериала, начатого Дмитрием Крымовым в прошлом сезоне и «распробованного» взрослой аудиторией. Классику и окололитературные байки режиссер-художник не показывает, а пересказывает, пользуясь при этом самыми неожиданными средствами. Филологи-иностранцы пытаются чуть ли не на пальцах и с помощью мимики объяснить, как был написан «Онегин» (этому был посвящен первый спектакль) или, как в этот раз, — каким образом сюжет «Мертвых душ» попал от Пушкина к Гоголю. У факта четыре версии-обоснования: Гоголь сюжет украл; Гоголю сюжет был отдан по ошибке; Гоголю о сюжете только намекнули. Или же сюжет был подарен ему во время прощального ужина перед роковой дуэлью.

Крымовские артисты при этом преображаются в самых разных героев в режиме реального времени и прямо на сцене, на ходу меняя одежду, манеру речи, походку и, кажется, даже вес и рост. Перед зрителем сразу четыре Гоголя, изображающий погибшего Пушкина «завхоз» (на самом деле гениальный артист Сергей Мелконян), замечательно смешной пушкинист из Финляндии (Максим Маминов), вечно беременная Наталья Гончарова, седовласый Тургенев... Никто никого, конечно, всерьез не играет: актеры только создают обаятельные пародии. Тем временем на сцене буквально из воздуха — и тоже «здесь и сейчас» — появляются декорации. Четыре гигантских нарисованных дерева-раскладушки — и вот перед нами Тверской бульвар, картонный Путин, Боярский, Серебренников — Форум в Санкт-Петербурге, летающий дрон над сценой — гоголевская Русь-тройка... Перетасованы эпохи и судьбы. Но самое главное — намеренно «спутана» комедия с трагедией: кукла Пушкина полспектакля лежит на сцене в луже красной краски, а картонная бричка Чичикова на самом деле взрывается в воздухе.

Только на первый взгляд этот спектакль нарочито несерьезен.

На самом деле у вереницы аттракционов про смешного Гоголя и еще более смешного Пушкина серьезный посыл: кумиров не существует, мифы опасны, а чтобы жить было не так больно и страшно, нужно уметь смеяться и стараться ничего в жизни не идеализировать. Дети, кстати, посыл считывают: громко хохочут во время действия, но со спектакля уходят задумчивыми. И задают мамам-папам правильные вопросы про смерть, несправедливость и «страну-пустоту» (ничего не придумываем — слышали сами).

P.S. Уникальную крымовскую серию спектаклей «Своими словами» должны продолжить «Остров Сахалин» Чехова и «Капитал» Маркса.

Отзывы

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

c 26 по 27 янв | Театр наций, драма c 26 по 27 янв

Спектакль-шоу, в котором всех шекспировских героев играет Евгений Миронов.

Вс, 22 янв | Московский театр п/р О.Табакова (Табакерка), драма Вс, 22 янв

Комедия Мольера в адаптации Дмитрия Быкова.

Пн, 23 янв | Театр им. Евг. Вахтангова, драма Пн, 23 янв

Онегин-Маковецкий в фантастически красивом спектакле Римаса Туминаса.

Вс, 19 мар | Сатирикон, драма Вс, 19 мар

Константин Райкин играет обездоленного короля.

Вт, 24 янв | Центр им. Вс. Мейерхольда, драма Вт, 24 янв

Злободневный спектакль Виктора Рыжакова про войну и смерть.

Чт, 26 янв | Театр им. А.С. Пушкина, драма Чт, 26 янв

Взрывной спектакль-кабаре о том, как непросто делать выбор между социальным долгом и обывательским счастьем.

c 25 по 26 янв | МХТ им. А.П. Чехова, драма c 25 по 26 янв

Ирония Вуди Аллена, умноженная на сарказм Константина Богомолова.

Премьера

c 20 по 21 янв | Мастерская Петра Фоменко, драма c 20 по 21 янв

Про любовь в эпоху наполеоновских войн.

Театр наций, драма

Оглушительная мелодрама с Евгением Мироновым в роли уставшего от жизни менеджера среднего звена.

Самые ожидаемые постановки, которые не стоит пропускать.