ПОИСК
Тартюф Тартюф
Оценка редакции
с 28 по 30 апреля
Режиссер-постановщикФилипп Григорьян
ЖанрДрама
Премьера10 ноября 2016

Моя оценка

Описание Расписание Фотографии Видео Отзывы и рецензии Купить билет Персоны
Наталья Витвицкая
16 марта

Рецензия: «Тартюф»

В Электротеатре мольеровскую комедию показывают как историю семьи последнего русского царя. Если эксперименты над классикой вас не пугают, зрелище не разочарует.

Постановка «Тартюфа» для Филиппа Григорьяна — первая работа в Электротеатре «Станиславский». До этого молодой режиссер-авангардист ставил в Театре наций (в том числе «Женитьбу» с Ксенией Собчак). В «Тартюфе» его радикальный стиль никуда не делся: здесь и перенос места действия в другую эпоху, и шокирующие метафоры, и издевка над «всем святым». Григорьян с видимым удовольствием разоблачает мифы про Россию, которую мы потеряли, не забывая при этом «пройтись» по мифам России современной.

Спектакль остроумен, зол и отлично разыгран

Оргон превратился у него в мягкотелого Николая II, Дамис — в невинного цесаревича Алексея, Мариана — сразу в четырех великих княжон. Ну а Тартюф — в карикатурного Григория Распутина с бородой до колен и характерным сибирским говором. Первое действие происходит в императорском дворце, но мольеровский сюжет легко узнаваем: лжесвятоша ловко оболванивает своего благодетеля, заставляя смириться с изнасилованием супруги-императрицы и подписать дарственную на дом (в спектакле — манифест отречения от престола). После антракта все меняется, как и местоположение зрителей: по задумке режиссера они разделены на две «команды», каждая смотрит первое действие с одной стороны сцены, второе — с другой. Для понимания смыслов спектакля такой ход мало что дает. Но зрителю нравится — необычно.

Итак, во втором действии Тартюф-Распутин — гламурный поп-трансвестит в золотых лосинах. Над Оргоном-царем издевается НКВД, великие княжны развлекают гостей, служанка Дорина бегает по сцене с пылесосом. Спасает семейство (здесь — страну) от разврата и гибели посланница безымянного европейского короля в костюме-двойке. Как известно, Мольер сочинил хэппи-энд под давлением клерикалов, и Григорьян дает зрителю понять, что благополучная концовка — блеф. Европейская спасительница, зачитав документ о том, что мошеннику воздастся по заслугам, а Оргон может возвращаться «на царство», резюмирует внятно и громко: «Хрень какая-то».

Спектакль Григорьяна мало того что остроумен, зол и отлично разыгран (все актеры без исключения точны и убедительны) — он еще и безупречно красив. Придраться можно только к одному: обескураживающая и смелая историческая параллель, которую проводит Григорьян, быстро надоедает. За четыре с лишним часа образы Тартюфа-Распутина и компании успевают превратиться в карикатуры и порядком надоесть своей однозначностью.

Отзывы

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

c 29 по 30 мар | Большой театр, балет c 29 по 30 мар

Одноактные балеты Джорджа Баланчина. Все звезды Большого на одной сцене.

Золотая маска

c 29 по 31 мар | Электротеатр Станиславский, драма c 29 по 31 мар

Премьера

Сб, 1 апр | Студия театрального искусства, драма Сб, 1 апр

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

Золотая маска

Вс, 26 мар | Александринский театр (Санкт-Петербург), драма Вс, 26 мар

Жутковатая сказка Карло Гоцци о двух братьях, равно обреченных на гибель.

Золотая маска

Сб, 1 апр | Геликон-Опера, опера Сб, 1 апр

Единственная в своем роде опера-альбом о жизни «святого доктора».

Золотая маска

Пт, 31 мар | драма Пт, 31 мар

Променад-спектакль по произведению Бертольта Брехта.

c 2 по 3 апр | Театр наций, драма c 2 по 3 апр

Миронов, Хаматова, Боярская в очень современной версии чеховской пьесы.

Золотая маска

до 24 мар | Александринский театр (Санкт-Петербург), драма до 24 мар

Чеховские «Три сестры» в суперрадикальной версии Андрия Жолдака. Время действия - 4015 год.

Золотая маска

c 27 по 28 мар | Театр драмы им. А.В. Луначарского (Кемерово), драма c 27 по 28 мар

Спектакль-результат этноэкспедиции в село Беково Кемеровской области, по следам исчезающего народа телеутов.

Золотая маска

c 30 по 31 мар | Воронежский камерный театр, драма c 30 по 31 мар

Печальный, тонкий Чехов в эстетике поздних советских лет.

Премьера

c 24 по 25 мар | МХТ им. А.П. Чехова, драма c 24 по 25 мар

Евгений Гришковец поставил спектакль по собственной пьесе.

Премьера

c 28 по 29 мар | Театр наций, драма c 28 по 29 мар

Великолепная Юлия Пересильд в роли «луча света в темном царстве».