Спектакль Карьера Артуро Уи

Оценка редакции

Алла Шендерова: «ВД!» 23.03.07: Неотразимый диктатор
 
К международному Дню театра «Золотая маска» приготовила столичным зрителям фантастический подарок. Всего на один день к нам заедет знаменитый «Берлинер ансамбль» c легендарным спектаклем «Карьера Артуро Уи, которой могло не быть». Его причисляют к самым выдающимся постановкам ХХ века.
 
Те, кто видел этот спектакль 9 лет назад, подтвердят: зрелище было грандиозное. Первый шок публика, собравшаяся в июне 1996 года в Театре имени Моссовета, испытала, увидев, что сцену от зала отделяет настоящий железный занавес. Поднимался он неохотно, с шумом и лязгом – так обычно приоткрывают дверь тюремной камеры.
 
Спектакль, поставленный смертельно больным Хайнером Мюллером, ставший духовным завещанием этого драматурга и режиссера, был полон зловещей иронии и трагических прозрений. По случайности (все случайное, как известно, закономерно) московские гастроли «Берлинер ансамбль» совпали с предвыборной президентской компанией. Москва тогда была завешена плакатами «Голосуй или проиграешь!». А сама компания заключалась в том, что каждый из кандидатов обвинял своих противников в фашизме. И тут на сцене театра нам вдруг показали, как на самом деле просто устроить торжество этого самого фашизма – с какой цирковой легкостью гангстер и шарлатан превращается в диктатора и властителя дум…
 
Свою пьесу «Карьера Артуро Уи, которой могло не быть…» Бертольд Брехт, драматург и основатель «Берлинер ансамбль», непримиримый борец с театральной фальшью, разрушитель «четвертой стены», из-за которой артист не может напрямую говорить с залом, написал в 1941-м, находясь в вынужденной эмиграции. В те дни, когда немцы достигли угрожающих успехов на всех фронтах, он решил напомнить миру, кто такой Гитлер – и придумал историю некого Артуро Уи, труса, авантюриста и шантажиста, достигшего высшей власти благодаря собственной подлости, глупости и трусости окружающих. В своем грандиозном памфлете он как бы спародировал шекспировских злодеев – Ричарда III и Макбета, и написал портрет «ричарда» нового времени – злобного, страшного и смешного.    
 
Спектакль, поставленный Хайнером Мюллером почти 50 лет спустя, убеждал, что Артуро Уи – не персонаж прошлого, а наш вечный и неизменный современник, норовящий выскочить то здесь, то там.
Роль Артуро сыграл потрясающий Мартин Вуттке. Он появлялся на сцене на четырех ногах, с высунутым языком и тяжело дыша. Поначалу действительно казалось, что перед нами не актер, а непонятное животное, слюнявый и истеричный мутант. Тем ужаснее было постепенное превращение недочеловека в сверх-человека, да еще в какого: Артуро у Вуттке удивительно напоминал Гитлера.
 
Карикатурный портрет фюрера рисовался резкими, даже грубоватыми, но гениально точными штрихами-метафорами. Тощий и уродливый Уи добивался любви роскошной пышнотелой аристократки. Он насиловал ее, но потом вдруг в ужасе отбрасывал от себя. Зал затихал… и тут же разражался гомерическим хохотом: опьяненный страстью диктатор представал не только без штанов, но и без фаллоса. Тщетно пытаясь вернуть утерянную часть тела, удрученный урод застегивал штаны и, прихрамывая, отправлялся покорять человечество. 

Был в том спектакле и момент политической провокации: достигший власти Артуро, вдруг посылал публике смачный воздушный поцелуй и замирал в ожидании: а не поднимется ли чья-нибудь рука в фашистском приветствии… Теперь уже не вспомнить, поднялись ли в ответ чьи-то руки в зале Театра имени Моссовета, но то, что публика оторопела и поневоле задумалась не только над сценическим действием, но и над тем, что творилось в жизни, – это факт.

Отзывы о «Карьера Артуро Уи»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 0)

Читайте про другие
события