Спектакль Кармен

Оценка редакции
Дата премьеры: 7 мая 1999

Знаменитая опера Жоржа Бизе о страстной цыганке Кармен в режиссуре Александра Тителя.

Спектакль в духе итальянского неореализма.  Действие происходит где-то  на границе Испании и Франции, в середине ХХ столетия. Микаэла приезжает из своей деревни к Хосе на велосипеде, дерущихся девиц с табачной фабрики разнимают струей воды из шланга, торреро (к слову, в обычном одеянии) защищают от дождя зонтами  крепкие парни. Любители экспериментов с классикой должны быть довольны.

Отзывы о «Кармен»

Ещё 2 отзыва
Ольга Сорокина 4 февраля 2019, 10:17

В этот раз я шла в театр почти как на свиданье! Или романтическую встречу. Волновалась уж точно! Ведь я собиралась встретиться с легендарной оперой Жоржа Бизе
КАРМЕН! С давно любимой и едва ли не самой узнаваемой на слух даже обычными людьми оперой.
Но волновалась ещё и потому, что у Александра Тителя всегда своё видение. И да! Его "Кармен" меня удивила!

Мантилья-юбка-веер-шаль?
А вот и нет!
И никаких ярких красок! Даже цветок, околдовавший Дона Хосе, больше похож на веточку розмарина :)
Но тем ярче и объёмнее на фоне всей этой монохромности проступают образы и характеры.

Первое же появление Кармен (Ксения Дудникова) на сцене пронеслось в моей голове мыслью, что вот прямо сейчас я знакомлюсь с ещё одной Кармен. Непривычной, неожиданной и пока совершенно непонятной.
И как же интересно было с каждой новой сценой её узнавать, познавать, понимать! Как же хотелось разгадать эту новую Кармен!
В какие-то моменты в ней проступал тот "всем известный образ", словно, чтоб все мы облегчённо выдохнули:
- Да! Это всё ещё Кармен! Это она, та самая страстная цыганка и роковая красавица!
Но...
как же она изменилась! Она словно выпрыгнула из узких рамок шаблонного образа, избавившись не только от юбки и мантильи, но и от всего, что мешало ей стать вне времени.
Эта Кармен запросто может оказаться и француженкой во времена Второй мировой войны. Да и в нашей с вами действительности ей вполне найдётся место.
Но к подобным метаморфозам привыкаешь довольно быстро. Тем более, что происходят они не только с главной героиней.
Привычной и знакомой остаётся лишь музыка! О! Какой же восторг и наслаждение слушать снова и снова эту потрясающую музыку!
Повинуясь этой музыке я иногда уносилась в своих мечтах так далеко, что на пару минут забывалась и переставала следить за сюжетом.
Что непростительно, если хочешь оценить все нюансы этой весьма неожиданной версии известной оперы. Одним из главных достоинств которой стали для меня атмосферность и напряженность.
Атмосфера - вот, что великолетно сумел передать Александр Титель!
Зной раскалённого города в сцене, когда изнывающие от жары и жара мужчины ждут появления работниц фабрики.
Томность утомлённой, но дерзкой сексуальности, словно бы вылившаяся на мужчин с их приходом. Не зря женщины где-то наверху.
Очень сильная сцена! Шикарная!
Атмосфера злачности и порока в кафе Лилас-Пастья. Пара штрихов, игра света, ведь декорации весьма условны. А атмосфера есть!

Можно долго обсуждать каждую сцену, нюансы и тонкости, спорить и соглашаться. Но... Спектакль получился. Получился живой и цельный.
И интерес к происходящему не ослабевает! Даже в финале, когда Дон Хосе всё не решается на роковой шаг, а Кармен всё провоцирует и провоцирует, и кажется, что эта пытка будет длиться бесконечно, интерес не ослабевает, глаза напряженно следят за мечущимися фигурами, уши за мечущимися голосами, а душа, душа, резонируя с находящими у края пропасти, рвётся помочь и спасти безнадёжно погибших, даже не смотря на то, что они фактически уже давно погибли.
Губительная, разрушающая всё вокруг, сила Кармен не оставляет ни единого шанса.

И вот тут накрывает мощнейшее переосмысление всего произошедшего. Переосмысление всей этой длинной цепочки роковых событий, ибо мозг пытается найти выход, чтоб хоть кто-то мог спастись! Но тщетно. Жизнь такова.
Занавес.

И в заключении пару слов о дебютантах спектакля. Ибо так получилось, что мне повезло стать свидетелем сразу трёх 1-х выступлений:
Кирилл Матвеев в роли Дона Хосе
Елена Безгодкова в роли Микаэлы
и Евгения Афанасьева в роли Фраскиты
Повезло, потому что все трое выступили блестяще!
Особенно впечатлила Елена Безгодкова. Своим чистейшим голосом, трепетностью, глубиной и утончённостью образа Микаэлы. Сцена с велосипедом казалось бы эпизодическая, но очень запомнилась. Браво!
И какой прекрасный контраст с образом Кармен!

Ну, и отдельное спасибо создателям за юбки, веера и мантильи! Я их ждала! И они таки были!

Сходите в театр!

Анна Анна 3 февраля 2019, 12:52

Кто такая Кармен знают все без исключения.
Все, у кого родители были советскими интеллигентами знакомы с шедеврами «У любви как у плашки крылья» и Ария Тореадора. А дальше зависит от того, учились ли вы в музыкальной школе, если да, тогда вам будет известно слово хабанера, а знаменитая увертюра к опере превратится в легкий билет по музыкальной литературе – не узнать ее просто невозможно.
Вот и для меня некоторые мелодии и либретто были знакомы, как модно говорить «вписаны на подкорку», а с оперой целиком я была не знакома.
И мне повезло встретиться с ней именно сейчас, в сознательном возрасте и в потрясающем Музыкальном академическом театре им Станиславского и Немировича-Данченко!
Я бы назвала эффект поразительным! Потому что искушенного в музыке зрителя в этой опере и в такой постановке постоянно что-нибудь поражает.
Полный зал. 4 часа с тремя антрактами и абсолютный аншлаг!
И вот звучит Увертюра. Это ли не гимн жизни, с ее радостями и горем? Мне кажется я могла бы приехать в театр только ради этой Увертюры, или случать ее без остановки все 4 часа.
После такого вступление наступает прозрение – мы любим оперу на протяжении веков, потому что музыка чувств беспрестанно звучит в нас самих. Но не все могут писать, исполнять или петь. И нам иногда надо привести в гармонию наши внутренние музыку с чем-то искренним, величественным, гениальным. Таким как «Кармен», какой я услышала ее.
Но самым сильным потрясением для меня стала хабанера L'amour est un oiseau rebelle … я безуспешно пыталась найти на утро хоть сколько-нибудь похожее исполнением – тембром, динамическими оттенками на то, что я услышала в этот вечер. Она мне показалось тихой, не так, как поют многие – с цыганско-драматическими форте, а с изобилием полутонов, как будто раскрывается самая задушевная тайна. И в этот момент так сладко замирает в груди и сердце бьется где-то в районе горла.
И ты любишь то ли Хосе, то ли Кармен, то ли кого-то, кто рядом, то ли Vечту о любви. Сама Kюбовь как божество обретает свой голос, и она должна петь именно так!
Французский язык, на котором исполняется опера тоже был для меня потрясением. Трудностей с переводом не было, синхронному тексту на экране. Но многое было понятно без перевода. А очарование полузабытых, но все еще понятных французских слов добавляет правдивости сюжету (Ну не мог тореадор петь на русском) и делает еще больший акцент на музыке.
И последнее потрясение - хоры и вообще все многоголосья. Они настолько сложные, настолько хороши голоса всех артистов театра, когда слышен каждый в отдельности, а вместе они выплетают божественной красоты водопады прекрасных мелодий. Для Кирилла Матвеева (Хосе), Елену Безгодкову (Микаэла) и Евгению Афанасьеву (Фраскита) это был дебют, но их исполнения были великолепны, так же как и абсолютно каждого исполнителя!. Хоры и групповые арии это та часть оперы, которую трудно будет воспринимать только в записи, потому что как нигде важна и игра, и мизансцены, все то, что отличает театральную постановку от концерта.
И конечно написав столько про исполнителей невозможно не поблагодарить за доставленное удовольствие оркестр и дирижера Евгения Бражника! Проходят дни, но сложно выйти из ласкового плена прекрасной музыки, я слушаю, вспоминаю и думаю - какие бы нас не одолевали страдания, сквозь них и сквозь саму смерть – музыка целительна, прекрасна и вечна!
Я благодарю за приглашение Сообщество Московских блогеров https://moskva-lublu.livejournal.com и лично https://turandot5.livejournal.com/
А замечательному театру в его 100-ый юбилейный сезон желаю расцвета, вдохновения, успехов и миллионов благодарных сердец, прикоснувшихся к прекрасному в вашем храме искусства.
Театр в Вк https://vk.com/musictheatre
https://vk.com/stanmus2
ФБ https://www.facebook.com/stanislavskymusic
Инста @stanmus

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 10)

Читайте про другие
события

Актеры «Кармен»

Смотреть всех актёров

Другие спектакли / опера