Мы выбрали главные спектакли Чеховского фестиваля — среди них индийский эпос из Японии, новая сказка внука Чарли Чаплина и Изабель Юппер, ломающая комедию.

«Мещанин во дворянстве»

комедия-балет
Театр «Буфф де Нор» (Франция) на сцене Театра им. Моссовета
расписание

Открывает фестиваль комедия-балет актера Дени Подалидеса (говорят,  стать режиссером его уговорил «наш» Петр Фоменко, когда работал в «Комеди Франсез»). Мольеровский сюжет о господине Журдене, мечтающем о дворянском титуле и ради него готовом «продать» собственную дочь, Подалидес решил не менять. Пьеса поставлена так, как было задумано Мольером: все многочисленные балетные дивертисменты — на своих местах. Драматические артисты с танцами отлично справляются, а мировая пресса в голос твердит, что спектакль похож на пышный праздник. Отдельный плюс — декорации и костюмы. Эрик Рюф выстроил на сцене целый дворец, а сам Кристиан Лакруа переодел героев в расшитые бисером камзолы и водрузил им на головы «трехэтажные» парики.

«Не забывай меня»

современный танец
«Компания Филиппа Жанти» (Франция) на сцене Театра им. Моссовета
расписание

Любимцы московской публики и завсегдатаи Чеховского фестиваля — «Компания Филиппа Жанти», французского режиссера, хореографа и кукольника. Премьера «Не забывай меня» состоялась в 1992 году во Франции, а в 2012-м стартовала обновленная версия с норвежскими артистами. Под нежную музыку Рене Обри танцовщики обнимают огромных кукол и друг друга, занимаются любовью под лавиной из белого шелка, взлетают на шелковых крыльях и передвигаются по «снегу» на смешных лыжах. Сам Жанти признался, что ему наконец удалось поставить собственные сны. Те, кому посчастливилось их увидеть, уверяют — зрелище незабываемое.

«Красный табак»

современный танец
«Компания Майского Жука» (Франция) на сцене Театра им. Моссовета

расписание

Те, кто хотя бы раз видел сюрреалистические шоу Джеймса Тьере (к слову, внука того самого Чарли Чаплина), Чеховского смотра ждут с особенным нетерпением. На этот раз кумиры адептов «нового цирка» (направления, сочетающего театральные приемы и цирковые номера) «Компания Майского Жука» привозят спектакль о муках творчества. Пожилой главный герой живет в мире собственных грез. Ему повсюду мерещатся странные существа, с ним разговаривают фрак и гигантское зеркало. Пространство вокруг него беспрестанно трансформируется, — двигаются столы и стулья, сжимаются стены, падает зеркальный потолок. Табак, как волшебная пыльца, преображающая все вокруг, сыпется на сцену, не переставая. Готовы поспорить — красивее вы не видели ничего.

«Ионеско. Сюита»

драма
«Театр де ля Виль» (Франция) на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда
расписание

Праздник для всех, кому по пути с абсурдистами. Один из самых необычных французских режиссеров Эмманюэль Демарси-Мота (завсегдатаи Чеховского фестиваля отлично помнят гениальный спектакль «Носорог») снова показывают Ионеско. Перед зрителем — интеллектуальная мешанина, полная гротескных образов и мрачных (а подчас и политических) смыслов. Семеро артистов сидят за большим столом и размышляют о жизни. Ближе к финалу они все похожи на умалишенных. Но не волнуйтесь — никаких трагедий. Спектакль смешной и дерзкий. Герои то и дело ныряют головой в торт, играют в догонялки и целуются взасос. А как уморительны мужчины-актеры изображают женщин!

«Жизнь продолжается»

современный танец
«Сэдлерс Уэллс», (Лондон) на сцене Театра им. Моссовета
расписание

 

Одно из главных событий фестиваля. К нам едет «гуттаперчевое чудо», «суперзвезда мирового балета», «символ эпохи» Сильви Гиллем, она же — с легкой руки журналистов «Мадемуазель Нет» (балерина не дает интервью. Совсем и никогда. — Прим. «ВД»). В этом году прима завершает сценическую карьеру (ей 50 лет, 39 из них — она посвятила сцене) и любезно согласилась станцевать для московских поклонников в последний раз. В программе божественной Сильви — одноактовки современных мэтров: Рассела Малифанта, Акрама Хана, Матса Эка и Уильяма Форсайта. Аншлаг гарантирован, так что на этот спектакль мы особенно настойчиво рекомендуем запастись билетами прямо сейчас. Даже если балетоманом вы себя не считаете, не сомневайтесь — это нужно видеть.

«Голем»

экспериментальный театр
Компания «1927» (Великобритания) на сцене Театра им. Маяковского
расписание

 

Постановки английской театральной Компания «1927» пользуются бешеной популярностью во всех странах мира. Они — единственные, кто умеет делать спектакли на стыке театра, анимации и кино (сами авторы называют свои творения фильмоспектаклями). При этом легкость выбранного ими жанра обманчива. Это серьезный театр, хотя он погружает зрителя в вымышленный мир с ожившими мяльтяшными героями и умопомрачительными рисованными декорациями. В основе их нового спектакля лежит миф о Големе, существе из глины, которое человек создал, чтобы оно служило ему. Посыл первоклассного зрелища прозрачен — современные технологии легко могут уничтожить своих создателей.

«Махабхарата — Налачаритам»

драма
Центр сценических искусств Сидзуока (Япония) на сцене Театра им. Моссовета
расписание

 

Самый неожиданный гость программы — японский театр с собственным прочтением древнего индийского эпоса. Массив Махабхараты неподъемный (это одно из самых крупных литературных произведений мира), и режиссер Сатоси Мияги вычленил из него всего один сюжет — эффектную историю любви принцессы Дамаянти и короля Нала. Действие он перенес из Индии в Японию X века, так что фантастической красоты костюмы и небанальная сценография нам гарантированы. Кроме того, режиссер — выходец из знаменитого Центра сценических искусств Сидзуоки, и в его театре в ходу самые разные традиции. Москвичам обещаны бунраку, кабуки и крайне редкий камишибай (бумажный театр).

«Ложные признания»

драма
Театр «Одеон» — Театр Европы (Франция)на сцене Театра им. Моссовета
расписание

 

Главное блюдо фестивальной афиши, — спектакль изумительно тонкой, фирменной «выделки» Люка Бонди с самой Изабель Юппер в главной роли. История любви богатой вдовы Араминты и разорившегося молодого Доранта перенесена из XVIII в. XXI и смотрится на одном дыхании. Знаменитый швейцарский режиссер поставил довольно мрачную комедию (отсюда такой выбор актрисы на главную роль, у Юппер-актрисы репутация трагической актрисы, она часто играет жестких, «железных» женщин). В одном из интервью Бонди признался, что его спектакль — «не тот Мариво, к которому привыкли во Франции». Любовь у него совсем не празднична, а жестока, а люди — жертвы своих страстей.