Все самое прогрессивное, модное, молодое из Европы — именно так представляет себя фестиваль NET. «ВД» изучил фестивальную афишу и выбрал спектакли, которые точно нельзя пропустить.

«Деменция»

Корнеля Мундруцо отлично знают киноманы. Режиссер новой венгерской волны, лауреат кинопремий «Особый взгляд» в Каннах и «Серебряный леопард» в Локарно. Между тем и на театральном поприще брутальный венгр успел немало прославиться. Завсегдатаи Авиньона, к примеру, давно комментируют любой жесткий спектакль о самых неприглядных явлениях жизни^ «Ну, это полный Мундруцо!» Режиссер действительно не щадит нервы зрителей — постановку «Бесчестье», например, он начинает с подробной сцены изнасилования. А в «Деменции», которую совсем скоро увидят москвичи, показывает шокирующую правду о пациентах психиатрических клиник. Предупреждаем, зрелище не для слабонервных, зато эмоции и метафоры перехлестывают через край. Театр жестокости во всей красе.

Театр «Протон» (Будапешт, Венгрия) на сцене Центра им. Вc. Мейерхольда, Новослободская ул., 23, (495) 363-10-43. Билеты: от 2000 р. 15, 16 ноября, СБ, ВС

«Последняя лента Крэппа»

Прибалтийского мэтра Оскараса Коршуноваса называют мастером «тактичного эпатажа» — откровенных провокаций на сцене он не допускает, хотя и уверен, что «нынешнее поколение зрителей не хочет медитировать, сонно наблюдая за тем, что происходит на сцене» (вспомнить хотя бы его «Мастера и Маргариту», где действие было перенесено в психиатрическую лечебницу, а главным героем стал Иван Бездомный). Понятно, что такой режиссер мог поставить самую медитативную пьесу Беккета как угодно, но только не скучно. Еще один бесспорный плюс — главного героя, пришедшего к выводу, что его жизнь никчемна, играет Юозас Будрайтис. Увидеть легендарного актера, снявшегося в фильмах «Никто не хотел умирать», «Даун Хаус», на сцене — редкое удовольствие, пропускать которое не советуем. Кстати, спектакль будет исполняться на русском языке.

Театр Оскараса Коршуноваса (ОКТ) (Вильнюс) на сцене «Студии театрального искусства», ул. Станиславского, 21, стр. 7, (495) 650-16-88. Билеты: 500 — 2500 р.
26, 27 ноября, СР, ЧТ

«Тартюф»

Этот эпатирующий спектакль Михаэля Тальхаймера — практически программное заявление главного скандалиста немецкой сцены и самый громкий берлинский хит. Тартюф здесь — странное существо, похожее на Иисуса Христа и на пьяного рокера одновременно (кстати, саундтрек к спектаклю — музыка heavy metal). Немыт, нечесан, тело исписано библейскими текстами, а рот изрыгает ветхозаветные проклятия. Все злодеяния Тартюфа Тальхаймер полностью оправдывает. Играет героя Ларс Айдингер, заслуживший массу лестных отзывов и самую преданную любовь театралов. Отдельного внимания достойна сценография Олафа Альтмана, постоянного соавтора Тальхаймера. В сцену вписан круг, а в него — вращающаяся коробка, внутри которой происходит действие. И, наконец, самое главное — режиссер изменил мольеровский финал. Само собой, он будет жестким.

Театр «Шаубюне ам Ленинер Платц» (Германия) на сцене Театра наций, Петровский пер., 3,
(495) 629-37-39. Билеты: от 1500–4000 р., 29, 30 ноября, СБ, ВС

«Дыхание»

Британку Кэти Митчелл окрестили королевой медиатеатра, она всегда использует компьютерные технологии и смело скрещивает кино и театр. Завсегдатаи фестиваля NET прекрасно помнят «Кристину» — спектакль-триумфатор 2012 года. Действие романа «Фрекен Жюли» происходило за глухими дверями, но снималось на множество камер и транслировалось зрителям на гигантском экране. В новой постановке Митчелл кинопоказа не предвидится. Зато будет нечто другое. В «Дыхании» режиссер поднимает тему техногенной катастрофы на планете. Пара главных героев гадают, рожать ли им ребенка, если экологические последствия этого будут гораздо большими, чем от перелета из Лондона в Нью-Йорк. Гранд-дама театральной Европы сделала видимой идею правильного расходования энергии. Упомянем только один момент: актеры во время действия наворачивают круги на велотренажерах, чтобы самостоятельно обеспечить электричеством сцену. Ручаемся, такого в театре вы еще не видели.

Театр «Шаубюне ам Ленинер Платц» (Германия), площадка уточняется. Билеты: от 2000 р., 29, 30 ноября, СБ, ВС

«Король Убю»

Самый популярный в России англичанин Деклан Доннеллан обычно занимается тем, что ставит Шекспира и русскую классику с математической строгостью и логичностью шахматной партии. На фоне новаторов европейского театра он вообще кажется консерватором, любому эпатажу и обличениям предпочитающим мягкий английский юмор и неожиданность театральных метафор. За что, кстати, любим и ретроградами, и экспериментаторами-радикалами. Новый спектакль мэтра поставлен по знаменитой пьесе Альфреда Жарри. Нам обещают язвительную сатиру на современное европейское общество и неожиданно жесткие издевательства над человеческими комплексами. Эстетика спектакля-памфлета для Доннеллана, мягко говоря, новая. Интрига нешуточная, так что торопитесь за билетами.

Театр «Чик бай джаул» и «Театр э компани» (Франция — Великобритания) на сцене Театра наций, Петровский пер., 3, (495) 629-37-39. Билеты: 1500–4000 р., 21 ноября, ПТ