Новый сезон начинается на редкость ярко. Нас ждут фестивальные показы лучших европейских театров. Самые интригующие зарубежные спектакли — в обзоре «ВД».

«Книги Иова»
Скажем сразу: покупать билеты надо уже сейчас, и чем раньше, тем лучше. Литовский мэтр Эймунтас Някрошюс привозит в Москву новый спектакль. Его премьера состоялась в итальянском городе Виченца в Teatro Olimpico. Влиятельный театральный критик Италии Ренато Паллаци назвал постановку «потрясающе мощным высказыванием». Спектакль Някрошюса — это переложение одного из самых драматичных мест Ветхого Завета — Книги Иова. Праведник Иов — прототип безвинных страдальцев всех времен. Почерк Някрошюса легко узнаваем — столько метафор на одну минуту сценического времени не придумывает ни один режиссер в мире. Господь у него — румяный молодец с огромной конфетой в сверкающем фантике. Сатана — некий тип с кладбищенской лопатой, одетый в кожаную куртку. Иов — «лишний человек» с гроздьями горящих электрических лампочек на шее. Спектакль «Книга Иова» — философский диспут на тему веры и безверия, вопросы здесь важнее ответов. Еще один несомненный плюс: в главной роли — великолепный актер Ремигиюс Вилкайтис, между прочим, в недавнем прошлом министр культуры Литвы.

Театр Meno Fortas (Вильнюс), фестиваль «Сезон Станиславского», www.stanislavskyfestival.ru, на сцене Театра им. А.С. Пушкина, Тверской б-р, 23, (495) 935-89-69. Билеты: 400 — 4000 р.
16—18 октября, ЧТ—СБ


«Платонов»
Если вы еще не видели спектаклей самого известного голландского режиссера современности, не упустите шанс. Люк Персеваль — хедлайнер мирового театра, один из наиболее парадоксальных режиссеров, вольнодумец, не боящийся переиначивать классику, Чехова в том числе. Театралы и критики до сих пор не могут забыть «Вишневый сад» и «Дядю Ваню», а впереди — еще один ультрасовременный вариант до дыр зачитанной пьесы. Сюжет остался прежним (хотя место действия перенесено в сегодняшнюю бельгийскую глубинку): на дачу генеральской вдовы Анны Петровны съезжаются гости, один из них — алкоголик, слабак и бабник Платонов, другой — бывший сокурсник, собирающийся жениться на его первой любви Софье. Появление этой пары заставляет Платонова осознать, насколько безобразна и никчемна его жизнь. Платонов у Персеваля — стареющий наркоман, чья душевная и физическая агония очевидны даже ему самому. Вся западная пресса от такой трактовки образа в восторге (кстати, играет главного героя известный голландский актер Берт Люппес). В спектакле есть еще один герой — мучительным раздумьям Платонова аккомпанирует знаменитый пианист и певец Йенс Томас.

Театр NTGent (Гент), фестиваль «Сезон Станиславского», www.stanislavskyfestival.ru, на сцене Театра им. А.С. Пушкина, Тверской б-р, 23, (495) 935-89-69, Билеты: 600 — 4500 р.
10—12 октября, ПТ—ВС


«Враг народа»
Новый спектакль авторитетного немецкого режиссера Томаса Остермайера — главная сенсация Авиньонского фестиваля-2012. Мэтр, славу которому принесли остросоциальные спектакли-интерпретации Ибсена, снова «переписал» любимого автора. Пьесу «Враг народа» он перенес в наши дни, язык героев кардинальным образом осовременил. Главный персонаж — борец за правду доктор Стокман. Он обнаружил, что лечебная вода, ради которой в город съезжаются туристы, на самом деле отравленная. Однако эта вода — источник доходов жителей города, включая представителя власти — циничного мэра (брата главного героя). В постановке Остермайера Стокман (его играет актер Штефан Штерн) — молодой рокер, у него совсем недавно родилась дочь (в оригинальной пьесе она была взрослой и работала учительницей в школе). Спектакль о противостоянии героя-одиночки и толпы обывателей режиссер превратил в настоящий митинг. Когда Стокман обращается к горожанам, в зрительном зале загорается свет, публике разносят микрофоны. Всем предлагается высказаться. В числе тем для обсуждения — олигархи, нынешняя власть, кризис Евросоюза. Хотите участвовать — спешите за билетом! И будьте готовы, что в финале на сцену полетят капсулы с краской.

Театр Schaubühne (Берлин), фестиваль «Территория», www.territoryfest.ru, на сцене Театра наций, Петровский пер., 3, (495) 629-04-71. Билеты: 500 — 2500 р.
5, 6 октября, ВС, ПН


«Подожди, подожди, подожди… (моему отцу)»
У бельгийского режиссера Яна Фабра — репутация художника-провокатора и отца-основателя жанра «театральная инсталляция». Однако Фабр, у которого на счету картины, написанные собственной кровью и спермой, уверяет, что он — «старомодный романтик» и «слуга красоты». Режиссер — постоянный участник Авиньонского театрального фестиваля, но даже привыкшая ко всему местная публика однажды не выдержала его провокаций и обратилась с письмом к министру культуры Франции с просьбой «прекратить безобразие». Если вы «безобразия» не боитесь, торопитесь купить билет на моноспектакль «Подожди, подожди…», который Ян Фабр посвятил памяти отца. Сюжет вполне внятный: сын пишет письмо своему отцу. Однако Фабр не был бы Фабром, если бы отказался от эпатирующего визуального ряда. Весь вечер на сцене будет выступать друг и верный последователь бельгийского мастера — красавец-танцовщик Седрик Шаррон. Что именно он будет делать — секрет. Но точно известно, что, помимо немыслимой хореографии, на зрителя будут воздействовать… температура воздуха и уровень давления в зале.

Компания Troubleyn (Антверпен), фестиваль Solo, www.strastnoy.theatre.ru, на сцене ТЦ «На Страстном», Страстной б-р, 8А, (495) 694-46-81, Билеты: 500 — 2000 р.
5 октября, ВС


«Последняя лента Крэппа»
Еще один прибалтийский мэтр, обладатель всех возможных театральных премий — Оскарас Коршуновас — поставил спектакль по пьесе Сэмюэля Беккета. Все спектакли этого режиссера абсолютно непредсказуемы и традиционно эпатируют европейскую фестивальную публику (вспомнить хотя бы его «Мастера и Маргариту», где действие было перенесено в психиатрическую лечебницу, а главным героем стал Иван Бездомный). Коршуноваса называют мастером «тактичного эпатажа» — откровенных провокаций на сцене он не допускает, хотя и уверен, что «нынешнее поколение зрителей не хочет медитировать, сонно наблюдая за тем, что происходит на сцене». Понятно, что такой режиссер мог поставить самую медитативную пьесу Беккета как угодно, но только не скучно. Главного героя — одинокого старика, прослушивающего собственные диктофонные записи и понимащего, что жизнь прошла и больше ничего уже не будет, — играет Юозас Будрайтис, легендарный актер, снявшийся в кинохитах «Никто не хотел умирать», «Богач, бедняк…», «Даун Хаус» и многих других. Видеть его на сцене — редкое удовольствие, пропускать которое не советуем. Кстати, спектакль будет исполняться на русском языке.

Театр Оскараса Коршуноваса (ОКТ) (Вильнюс), фестиваль NET, на сцене Студии театрального искусства, ул. Станиславского, 21, стр. 7, (495) 650-16-88, Билеты: 500 — 2500 р.
26, 27 ноября, СР, ЧТ