Среди ожидаемых премьер нового сезона — ленкомовский «Борис Годунов» в постановке Константина Богомолова. «ВД» решил разобраться в творческой биографии самого модного режиссера новой волны.

Дать «Гвоздя»
Сын известного кинокритика Юрия Богомолова, филолог по первому образованию, он довольно долго считался этаким Костей Треплевым из чеховской «Чайки»: бунтует, мол, но против чего — неясно. Слава пришла после того, как Богомолов-младший стал сочинять капустники для театральной премии «Гвоздь сезона». Зал лежал от хохота, а на сцене доставалось всем: лауреатам и номинантам, молодым и именитым, председателю СТД Александру Калягину и худруку Ленкома Марку Захарову.

Из подвала — в МХТ
Не признавая ханжеского сдувания пылинок с авторитетов, Богомолов так же поступал с русской классикой. Приглашенный в «Табакерку» чутким ко всему новому Олегом Табаковым, он тотчас же переселил героев тургеневских «Отцов и детей» на советские номенклатурные дачи, сделав Базарова неформалом в растянутом свитере. Действие «Волков и овец» перенес в начало ХХ века — к персонажам пьесы Островского заявились чекисты с обыском. А в Wonderland-80 и вовсе перемешал «Заповедник» Довлатова со сценами из «Алисы» Льюиса Кэрролла, придумав горький и очень смешной спектакль о советской Стране чудес. Эти постановки шли в зале на 200 мест — столько их в «Табакерке».
Отвязная «Чайка», выпущенная в 2011-м, игралась уже на большой сцене МХТ имени Чехова — при полной поддержке зрительного зала. Действие пьесы разворачивалось в обстоятельствах конца хрущевской оттепели, Костя Треплев безрезультатно восставал против соцреализма. В отличие от него режиссер Богомолов бунтовал все успешнее. В питерском «Приюте комедианта» он поставил «Лира», поручив роль шекспировского короля великолепной Розе Хайруллиной и сменив средневековую Британию на СССР периода Второй мировой. А в МХТ (правда, под грифом «Табакерки») — злой, умный «Год, когда я не родился» (по пьесе Виктора Розова «Гнездо глухаря»), где на сцене впервые встретились артисты Олег и Павел Табаковы. В 2012-м оба спектакля были номинированы на «Золотую маску». Блюстители академических традиций лежали в нокауте.

Оскар Уайльд и новый русский мир
Но все это были еще цветочки. Ягодки созрели к «Идеальному мужу», когда премьерный мхатовский зал вдруг оказался на концерте шансона. Коррумпированный министр резиновых изделий был по уши влюблен в звезду шансона, бывшего киллера по прозвищу Лорд. Дориан Грей раздавал правительственные награды, ездил в Сочи и распевал песни про Олимпиаду. Тексты Уайльда, эстетика Тарантино, скетчи из жизни российской элиты перемежались монологами из чеховских «Трех сестер». Спектакль тут же растащили на цитаты. Так что если кто-то из ваших знакомых вдруг, закатив глаза, произносит голосом провинциальной пэтэушницы «Надо рЫботать, сестры!», знайте — это «Идеальный муж» Богомолова.

Карамазовы и мы
Ни в одном своем спектакле Богомолов не повторяется. И все они про нас. Не верите — сходите в МХТ на «Карамазовых»: роман поставлен близко к тексту, но с учетом всех отсылок к Достоевскому. Получилась масштабная фреска о заповедной стране, которую умом не понять, аршином общим не измерить, где даже само время течет по-особому. И не спрашивайте, как там играют артисты — так сегодня не играют больше нигде. Вот вам доказательство: после «Карамазовых» за Богомоловым стали охотиться лучшие московские театры. За полгода после премьеры он выпустил новую версию «Чайки» на сцене МХТ, «Лед» по Сорокину в варшавском театре «Народовы» и свою версию знаменитого романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» в Театре наций.

Артисты
Богомолов не устает повторять, что не принимает актерских заготовок, — он сам сочиняет все роли. Тем не менее артисты влюбляются в него навсегда и после премьеры рыдают, чтобы не уезжал, — так было в Варшаве. В Москве он успел собрать уникальный актерский букет: Роза Хайруллина, Марина Зудина, Дарья Мороз, Виктор Вержбицкий, Сергей Чонишвили, Игорь Миркурбанов — каждый из них достоин отдельного портрета.

И мальчики кровавые
Вокруг «Бориса Годунова» — завеса тайны. Точно известно, что Богомолов привел с собой в Ленком верных соратников: художницу Ларису Ломакину, актеров Игоря Миркурбанова (Гришка Отрепьев) и Виктора Вержбицкого (на сайте Ленкома его персонажи названы так: «Пушкин, эмигрант, а также и брат его Пушкин, не эмигрант»), Марину Мнишек сыграет Мария Миронова. Пару месяцев назад на странице Богомолова в facebook появился портрет Александра Збруева в роли царя Бориса. Описывать его бессмысленно — таким Збруева не видели еще никогда.
«Гришка и Марина — это Бонни и Клайд, ну или Микки и Мэллори из «Прирожденных убийц». В общем, любовь-кровь плюс сильная тарантинезация», — вот и все, что удалось узнать у режиссера. Кое-кто из очевидцев после жестоких пыток признался корреспонденту «ВД», что в спектакле будет видео, фрагменты которого снимались в старинных боярских палатах. Там Шуйский, ухмыляясь, наблюдает, как бьют плетьми монаха Отрепьева, — чтобы не рассказывал крамольных снов и не посягал на власть. Актуальный, знаете ли, сюжетец. Даже без Тарантино.

«Борис Годунов», премьера
Ленком, ул. М. Дмитровка, 6,
(495) 699-07-08. Билеты: 1800 — 2600 р.
8 сентября, ПН