В «Мастерской Петра Фоменко» выходит неоконченная пьеса Луиджи Пиранделло, Евгений Писарев ставит «Женитьбу Фигаро», а Константин Райкин принимает всех на кухне.

Гиганты горы (543324)
Вы можете изменить этот текст

Евгений Каменькович осуществил свою давнюю мечту — поставил последнюю, неоконченную пьесу Луиджи Пиранделло, чье название иногда переводят как «Горные великаны», а иногда — как «Гиганты горы». Речь в ней — о творчестве и о тех подчас неразрешимых противоречиях, которые возникают между художником и обществом. Надо сказать, мысль о том, что сохранить себя можно только, занимаясь искусством, — одна из любимейших мыслей Петра Фоменко, создателя «Мастерской», руководство которой Каменькович принял полтора года назад после смерти Мастера. Кто видел знаменитый спектакль «Лес», поставленный Фоменко в парижском театре «Комеди Франсез» или читал про него, тот согласится.

Трудно сказать, почему, но в России «Гиганты горы» практически не шли. Вероятно, одна из причин в том, что Пиранделло не успел закончить свою пьесу — ее четвертый акт, или «четвертое мгновение», он, умиравший от пневмонии, диктовал сыну. Так что дошедший до нас финал можно считать не полным текстом, а скорее синопсисом. По сюжету на виллу мага Котроне (Федор Малышев) забредает бродячая труппа графини Илсе (Полина Агуреева). Зная, что внизу, у подножия горы, люди становятся все более агрессивны (пьеса написана в 1936-м, когда к власти в Италии уже пришли фашисты), Котроне предлагает Илсе, ее мужу (Юрий Буторин) и всей труппе остаться на вилле и играть представления для ее аристократичных обитателей. Однако Илсе настаивает, что театр существует для людей, в том числе и для самых простых, — и убеждает труппу спуститься вниз и дать представление в гуще толпы. Через десять лет после смерти Пиранделло другой итальянский гений — Джорджо Стрелер — откроет в Милане знаменитый театр «Пикколо» под тем же девизом: «Театр для людей». Но тогда, в 1936-м, популизм был еще слишком опасен. Финал пьесы — тот самый, что диктовал умирающий драматург, — жесток и горек: ненависть толпы к творцам оказывается несовместима не только с театром, но и с жизнью. Но не будем до конца раскрывать сюжет. Скажем только, что в этой постановке Полина Агуреева впервые выступила не только как актриса, но еще и как второй режиссер. Ее дебют, судя по всему, оказался удачным. «Гиганты горы» — поэтичное, печальное и очень страстное режиссерское высказывание.


Кухня (541823)
Вы можете изменить этот текст

После горной итальянской виллы самое время пойти на кухню — тем более что туда всех приглашает Константин Райкин. Он ставит пьесу англичанина Арнольда Уэскера, соратника и сверстника знаменитых «рассерженных» драматургов (Джон Осборн, Шейла Дилани), с творчества которых в конце 50-х в Англии началась театральная революция: на сцене появились наконец не только персонажи Шекспира и Байрона, а простые, несовершенные, но современные люди.

Вот так и в пьесе Уэскера, впервые поставленной в 1961-м в театре «Роял Корт», дело происходит на кухне ресторана «Тиволи». Повара ненавидят официантов, но солидаризируются с ними — в ненависти к посетителям. Везде царят лихорадочная спешка, скандал и утверждение себя за счет другого. «Для Шекспира мир представлялся сценой, но для меня мир — кухня, где люди приходят и уходят, не успевая понять друг друга; где дружба, любовь и вражда возникают и забываются одинаково быстро», — говорил драматург. «Кухню» Райкина будут играть на большой сцене «Сатирикона», причем в спектакле займут чуть ли не половину труппы — ресторан, знаете ли, рабочих рук не хватает.


Женитьба Фигаро (541946)
Вы можете изменить этот текст

Теперь отправимся в Театр имени Пушкина. Евгений Писарев давно обещал поставить «Женитьбу Фигаро» Бомарше, да не такую, где герои говорили бы современным сленгом и носили рваные джинсы, а в классических костюмах, с музыкой из опер Моцарта и с полным текстом в хрестоматийном переводе Николая Любимова. Теперь обещание выполнено. Зрителей ждет красивое зрелище, для которого художник Зиновий Марголин придумал необычные декорации: с одной стороны, перед нами типичная французская усадьба XVIII века, а с другой, чем больше вглядываешься в огромную лестницу, тем яснее замечаешь по бокам от охраняющих ее статуй игровые площадки, обозначающие разные места действия. Так что разные сцены пьесы могут играться параллельно. Актеры произносят искрометные диалоги Бомарше, но зрителю начинает казаться, что написаны они не двести лет назад, а только что. Да и играют на сцене очень красивые и вполне вписывающиеся в сегодняшний день люди: Фигаро — Сергей Лазарев, граф Альмавива — Александр Арсентьев, графиня — Виктория Исакова, Сюзанна — Александра Урсуляк.


Зажги мой огонь (470431)
Вы можете изменить этот текст

Напоследок — не премьерный, но зато получивший два года назад «Золотую маску» спектакль от «Театра.doc». Феерически талантливая пародия, придуманная драматургом Сашей Денисовой и поставленная режиссером Юрием Муравицким, явно состоит в родстве с новеллами Даниила Хармса. Однажды папа Джима Моррисона, советский адмирал, пришел в свою малогабаритную «хрущебу», не купив картошки, а ведь мама Джима как раз варила щи... Действие состоит из 23 этюдов, в которых шестеро актеров, изображающих культовых рок-персонажей — Дженис Джоплин, Джима Моррисона и Джими Хендрикса, то и дело меняются ролями. Вместо монологов героев они читают по школьной тетрадке собственные рассказы-исповеди. Получается смешно. Очень смешно. До слез. Особенно, когда Алексей Юдников в роли Джима Моррисона, дающего интервью программе «Утро», рассказывает о том, как мучительно пытался стать артистом. Или когда он и два других участника «клуба 27-летних»: Дженис Джоплин (Арина Маракулина) и Джими Хендрикс (Ильяс Тамеев) играют в «камень, ножницы, бумага»: кто проиграет, тот и умрет первым.