Пока не начался дачный сезон, самое время наверстывать упущенное в театре. Афиша недели к этому располагает.

«Сон в летнюю ночь»
15–20 апреля, «Гоголь-центр»


Этот спектакль давно не играли в Москве, зато весь март он гастролировал по Франции. Вашему корреспонденту удалось побывать на одном из парижских показов, так что положа руку на сердце могу заявить: зал парижского театра «Шайо» забивался под завязку, а после антракта свободных мест не появилось, хотя «Сон» длится почти четыре часа. За Шекспира Серебренников взялся почти два года назад, с тогда еще студентами «Седьмой студии». Вместе с художницей Катей Бочавар он сочинил остроумный спектакль-бродилку, где истории богов и эльфов (Титания, Оберон, Пак и прочие), истории двух влюбленных пар и истории правителей происходят в разных пространствах. Бочавар соорудила из старых дачных оконных рам деревянную веранду. Украшенная зеленью, она напоминает оранжерею, где Пак дурманит спящую Титанию соком волшебного цветка (цветок, кстати, появляется во плоти, причем в мужской). Та же веранда, но продымленная «Беломором» и пропахшая водкой, — место сбора работяг, затеявших сыграть для правителей спектакль о Пираме и Фисбе. В ином пространстве, где-то на школьных задворках, среди поломанных парт, встречаются Елена, Гермия, Лизандр и Деметрий. И ведут себя, как подобает выпускникам, сбежавшим с последнего звонка: водка, закуска, неловкие ухаживания, беспощадная девичья драка и песни под талантливейший аккомпанемент актера и композитора Юрия Лобикова. И уж совсем иное дело — сеанс у психотерапевта, во время которого две супружеские пары, два царя Тезея и две Ипполиты, рассказывают доктору историю своей любви-ненависти. Само собой, к тексту спектакля приложил руку драматург Валерий Печейкин, но все же это Шекспир, хотя и в современной огранке. Искушенный зритель, увидев деревянную веранду, может вспомнить легендарное «Серсо» Анатолия Васильева, игравшееся в похожей «дачке». И эта аллюзия не случайна. Конечно, актеры «Седьмой студии» еще не достигли уровня знаменитых васильевских виртуозов, но движутся в том же направлении. За два года они заметно набрали мастерства, а некоторые — скажем, Светлана Мамрешева в роли Титании, могут запросто посоперничать с признанными московскими звездами. Если же вы — зритель неискушенный, то все равно получите удовольствие: от драйва, юмора и легкости, с которой играется этот спектакль.

фото: пресс-служба Гоголь-центра


«Господин Пунтила и его слуга Матти»
13 апреля,18.00, Театр им. Вл. Маяковского


Теперь заглянем в «Маяковку». В прошлом сезоне Миндаугас Карбаускис выпустил редкую у нас пьесу Бертольта Брехта, начисто лишив ее политики. Из-за болезни Михаила Филиппова спектакль долгое время не шел, но сейчас артист выздоровел, и «Пунтила» вернулся в афишу. Пьесу, получившую прозвище «самой небрехтовской», коммунист Брехт написал в 1940-м, взяв заоснову рассказы финской писательницы Хеллы Вуолийоки. «Небрехтовской» ее считают потому, что в ней много финского колорита и мало призывов к классовой борьбе — они как-то растворились в лукавой притче о богатом помещике Пунтиле, походившем на человека только в подпитии, а стрезва оказывавшемся редкой свиньей. Комедию, напоминающую сборник деревенских анекдотов о похождениях Пунтилы и его шофера Матти, режиссер вписывает в белоснежное пространство, изумительно оформленное Сергеем Бархиным. На авансцене — толпа пустых бутылок, заменяющая Пунтиле толпу подданных. По бокам — ржавые стволы сосен. Белые ступени ведут не только в барскую гостиную, но и оказываются ступенями социальной лестницы, по которой начинает было подниматься шофер Матти. Михаил Филиппов очень заразителен в роли самодура и бедокура Пунтилы, спьяну сватающего всех деревенских баб, вверяющего слуге бумажник и даже готового отдать за него свою дочку Еву, хотя у той уже есть женишок. Хорош и Матти: на отстраненный юмор и невозмутимую физиономию Анатолия Лобоцкого зал то и дело откликается хохотом. Внешне пара напоминает Дон Кихота и Санчо Пансу, только наоборот: смачный, приземистый, жадный Кихот и длинный, аскетичный Санчо.Все перемены в отношениях этих двоих (Пунтила то грозит слуге тюрьмой, то уговаривает стать зятем, к чему тот, оказывается, вовсе не склонен) сыграны точно. Самые маленькие роли превращены в яркие скетчи, в которых нашлось место и старикам «Маяковки», и среднему поколению, и молодежи: четыре невесты господина Пунтилы и бывшая невеста Матти смотрятся одна смешнее другой. Неплоха и Зоя Кайдановская — Ева, в которой тоже борются два начала: естественное влечение к Матти и наследственное отцовское самодурство. Словом, во всем,что касается частностей, Миндаугас Карбаускис выступает достойным учеником своего учителя — Петра Фоменко. Если же вам непременно хочется обнаружить в спектакле сверхидею, ради которой и затеяна вся эта обаятельная игра, то тут — извините. На это есть спектакли порадикальнее.

фото: Михаил Гутерман


«Золушка» сказка для семейного просмотра
12, 13 апреля , Театр «Современник»


Тем временем «Современник» играет премьеру «Золушки». Старую сказку Евгения Шварца ставит молодой режиссер Екатерина Половцева, до сих пор интересовавшая сугубо взрослыми сюжетами: спектакли «Осенняя соната» по сценарию Бергмана и «Посторонний» по пьесе Камю — ее рук дело. Про премьерную «Золушку» Половцевой в театре говорят, что на нее можно смело отправляться всей семьей, то бишь с невесткой, дочерью и внуками. Главное — не ждать, что дебютантка Анна Леванова окажется похожей на легендарную Янину Жеймо. Нет, сегодняшняя Золушка совсем другая, она даже может постоять за себя — пока по уши не влюбляется в Принца (Иван Забелин). Все роли в спектакле отданы молодым, так что Короля (Илья Древнов или Илья Лыков) и Принца, Золушку и Мачеху (Клавдия Коршунова или Полина Рашкина) разделяет все-то несколько лет. Потому что сказки — к лицу молодым! А еще им к лицу — отличная музыка, написанная Дмитрием Шуровым (его привела в «Современник» сама Земфира). Так что если вам скажут, что старые стихи Шварца обрели сегодня новое звучание, это не фигура речи, а правда. Но лучше, конечно, сходить на спектакль и удостовериться лично.

фото: Сергей Петров