Театральная афиша столицы пестрит самыми разными названиями. Спектакли по классике, романтические комедии, громкие антрепризы и скандальные постановки модных режиссеров. А сколько спектаклей, в которых участвуют звезды! Разобраться трудно, но можно. VashDosug.ru подготовил для вас обзор спектаклей-ориентиров, тех, на которые равняются и режиссеры, и актеры, и критики.

«Оноре де Бальзак. Заметки о Бердичеве»

Школа драматического искусства

В основе спектакля — одна единственная фраза из «Трех сестер» («Бальзак венчался в Бердичеве»), остальное — гениальная жуть от Дмитрия Крымова, мастера сценических ребусов и визуальных метафор. Его фантазия не подчиняется никаким театральным законам или даже простой логике. Чехов для него только повод к собственному эксперименту.

Крымов и его команда превратили чеховских сестриц в уродливых клоунесс. У Маши «выросли» шишки на ногах, откуда-то появился нос Анны Ахматовой. У Ирины стали гигантскими уши, а Ольга превратилась в седого толстенького колобка. Свою ущербность герои явно не осознают — весело поедают на сцене арбуз, гипнотизируют чайные чашечки, подшучивают друг над другом, сжигают бумажный город в медном тазу. Диалогов из пьесы нет и в помине, как и тягучей атмосферы «ничегонеделания». Ни одной сцены в новом спектакле нельзя предугадать. Возможно, даже сразу понять ничего не получится. Но вот смысл, идею не уловить невозможно. Все мы — маленькие смешные уродцы, которые живут так, как будто бы они бессмертны, а горя не существует. Но рано или поздно и смерть, и горе, случаются. И всех жаль.


«Евгений Онегин»

Театр им. Вахтангова

«Евгений Онегин» Римаса Туминаса — плоть от плоти русской ментальности, и он сказочно щедр на подарки зрителю. Подобно ренгтену просвечивает он язвы русских пороков и делает очевидными добродетели. Пресловутая энциклопедия русской жизни становится видимой и осязаемой. С мягким, почти что нежным юмором и фирменной изысканностью сыграно здесь «русское народное»: плохие дороги, чванливая знать, пошлый свет, мещанская старость. Но главное, конечно, не это. Этот спектакль — прощание с юностью, с идеалами, с любовью. Детально изобразив жизнь двух пушкинских сестер, Туминас на самом деле сочинил гимн грезам ушедшей юности, пылким надеждам, легкокрылым мечтам. Сцена, в которой Татьяна ждет Онегина, получившего ее письмо ( танец с садовой скамейкой), войдет во все театральные энциклопедии. Вообще в этом спектакле безупречно все. Изумительной красоты сценография Адомаса Яцовскиса, грандиозная музыка Фаустаса Латенаса, прекрасные костюмы Марии Даниловой... И, конечно, актеры: Сергей Маковецкий, Виктор Добронравов, Владимир Вдовиченков, Людмила Максакова, Ольга Лерман... Одним словом, смотреть обязательно.


«Чайка»

Сатирикон

Великий театральный эксцентрик Юрий Бутусов поставил спектакль о трагедии актерских судеб — вообще и в частности. Оттого все герои знаменитой пьесы у режиссера — клоуны, незадачливые лунатики, блаженные с вытекающей слюной изо рта, веселые неунывающие недоумки или заигравшиеся в прим стареющие красотки. Хоровод из жалкой и одновременно трогательной актерской братии водится по сцене «Сатирикона» четыре с лишним часа. Происходящее изобретательно донельзя. В первом действии царит Нина Заречная в исполнении неподражаемой Агриппины Стекловой. Треплев (Тимофей Трибунцев) испытывает к ней прямо-таки неистовую страсть. А бесчувственная мадам Аркадина (Полина Райкина) с тонюсенькой линией губ и подведенными угольно-черным глазищами, похожа на ведьму. Она, без всяких сомнений, и есть причина бед двух юных мечтателей. Поверхностный спор об искусстве Бутусов переводит в экзистенциальную, почти что фрейдисткую плоскость. Недолюбленный ребенок, Треплев в присутствии матери превращается в бунтаря. В финале он даже попытается утопить ее в игрушечной ржавой ванне. А потом на сцене возникнут белые-белые стены. Здесь, в стихийно возникшей «дурке» все действующие лица будут буквально сходить с ума. В самых хулиганских моментах выйдет сам Бутусов и спляшет неведомый танец. И да, кстати — у этой «Чайки» есть «Золотая Маска» за режиссуру!

«Триптих»

Мастерская Фоменко

Самый масштабный спектакль Петра Фоменко практически его театральное завещание. Мастер объединил произведения своего любимого Пушкина. И в «Триптих» вошли «Граф Нулин», «Каменный гость» и «Сцены из Фауста». Сначала перед зрителем милый анекдотец, в финале — мистическая трагедия. Но никаких противоречий! В одном спектакле можно обнаружить не только знаменитое фоменковское кружево (три кита «Мастерской» — юмор, легкость, музыкальность), но и неожиданно мрачную философию и саркастические выводы о смысле жизни и смерти. А сколько в «Триптихе» сценических эффектов! Никак нельзя пропустить и Кирилла Пирогова в роли дона Гуана, Галину Тюнину в роли Анны, Лауру-Мадлен Джабраилову, Мефистофеля-Карэна Бадалова. Любимые «старые» фоменки в самом главном своем спектакле — настоящий рай для театральных гурманов.


«Добрый человек из Сезуана»

Театр им. Пушкина

Заново переведенная пьеса Брехта (автор перевода Егор Перегудов) на сцене Театра Пушкина ожила и превратилась в решительное и бескомпромиссное режиссерское высказывание. Совсем не про социальные мотивации революций. Но про то, как опасно сегодня любить, жалеть и прощать. Общество во все времена не жалеет слабых. Проститутка Шен Те имела неосторожность не совладать с чувствами. Весь спектакль — демонстрация того, какую цену она за это заплатила. Чтобы спастись и от друзей, и от врагов, Шен Те пришлось переодеться в «двоюродного брата». Тот решил проблемы, потому как мог позволить себе быть каким угодно жестоким и беспринципным. Счастливее от этого никто не стал. И страшный вопль женщины, отважившейся любить («Помогите!») все равно раздался. Главную роль в «Добром человеке...» исполняет Александра Урсуляк, обладающая всесокрушающей актерской «пристрастностью», мощной харизмой и редким даром быть услышанной. В большей степени благодаря ей, «Добрый человек из Сезуана» и состоялся так грандиозно. Спектакль уже завоевал массу театральных наград, в том числе «Золотую маску» за лучшую женскую роль.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


«Идеальный муж»

МХТ им. Чехова

Ставший культовым спектакль Константина Богомолова — пятичасовая комедия якобы по Оскару Уайльду (его Богомолов «скрестил» и с Шекспиром, и с Чеховым, и с полублатными хитами русского шансона). Здесь разгадывать режиссерскую концепцию не придется: с первых минут действия ясно, что спектакль — злая пародия на современную Россию.

Ромео и Джульетта сегодня — это два гея, скрывающих свою связь, потому как ни политику, ни известному певцу не пристало «позориться». Три сестры — гламурные фифы из Vogue-кафе, мечтающие «работать». А Мефистофель — батюшка, благославляющий все непотребства власти и открыто содержащий сиротский приют для извращенцев. Если вам нравятся шутки про религию, геев, Путина и псевдорублевских шлюх, вам точно сюда. Такого талантливого абсурда в театре вы еще не видели! А если видели, не сомневаемся, что захотите повторить.


«Записки покойника»

Студия театрального искусства

«Записки» — не просто предсказуемо хороший спектакль. Это внятное высказывание о том, что происходит в душе творца. Женовач не ставил целью поставить неоконченный «Театральный роман» целиком, он создал блистательный театральный текст. Композицию из «Дней Турбиных», «Белой гвардии», фрагментов книги Станиславского «Работа актера над собой» и записей его репетиций. Объединяющим стал образ начинающего писателя Максудова (его убедительно играет Иван Янковский). То, что органичному артисту, продолжателю знаменитой династии немного лет, общей идее спектакля только в плюс. Наивные дерзости без конца рефлексирующего молодого героя, чье первое произведение ставят в театре, понятны любому зрителю. К финалу, нагоревавшись вместе с обаятельным мальчиком, восприятие всего происходящего с ним меняется. А когда абсурд происходящего достигнет совсем уж бесчеловечных пределов, тут откроется глубина булгаковской сатиры.

«Анархия»

Современник

Спектакль произвел среди театральной общественности эффект разорвавшейся бомбы. Как же — театр с репутацией, и вдруг мат на сцене. В качестве основы — не интеллигентный Чехов, а ныне здравствующий «хулиган» Майк Пэкер, наконец, режиссер — не мэтр и не юный талант, а «неприкасаемый» рокер Гарик Сукачев.
Ставить «Анархию» Сукачева уговорил Михаил Ефремов. Он же, к слову, сыграл в ней главную роль. Обаяние актера с репутацией дебошира и аутсайдера репертуарных театров сделало свое дело, — история про престарелых панков, решившихся воссоединиться ради заработка, вышла и убедительной, и эффектной. Компанию Ефремову составили Дмитрий Певцов, Василий Мищенко и Мария Селянская. Актеры играют в «Анархию» с неподдельным внутренним восторгом. Хотя развлекательное начало в постановке берет верх над основным авторским посылом, каждому зрителю очевидно, что за пьяными перебранками, антиправительственной демагогией, разговорами «за жизнь» и финальным дебошем стоит нечто большее. Точнее — главный вопрос сегодняшнего дня, — какую цену следует заплатить, чтобы купить именно тебя.

«Таланты и поклонники»

Театр им. Маяковского

Если вы еще не видели спектакль Миндаугаса Карбаускиса о театральном закулисье, непременно сделайте это. Постановка отмечена всевозможными театральными премиями, с нее началось триумфальное возрождение «Маяковки». В первом акте героиня Ирины Пеговой Саша Негина мечтает о славе и сцене. Но живет она в убогой квартире, мыкается с маменькой (ее блистательно играет Светлана Немоляева), пытается увернуться от назойливых богачей, жаждущих заполучить ее в качестве содержанки. Во втором акте ее кружат новые перспективы — Негина отдается в руки обходительного владельца заводов-пароходов Великатова (Михаил Филиппов) и уезжает царствовать в его театре. Трогательно шевелит она подол ситцевого платья, давая понять, что уезжает легко, «с ветерком». История про театральные нравы стара, как мир, но режиссеру и его команде удалось преподнести ее так, будто о «жестоких играх» закулисья никто и не догадывается.


«№ 13D»

МХТ им. Чехова

Самый веселый спектакль Москвы вернулся на сцену МХТ: с другим актерским составом и в модном формате. В яркую шотландскую клетку затянуты стены номера гостинцы, в которой случается безумная история авторства Рэя Куни. Политик, жаждущий «предаться страсти» с секретаршей (его вместо Авангарда Леонтьева играет Игорь Верник) обнаруживает в номере тело незнакомого мужчины средних лет («труп» по-прежнему изображает феноменально двигающийся Леонид Тимцуник). Обнародовать новость значит положить конец репутации. Приходится крутиться, вызвав на помощь преданного секретаря. В первом варианте постановки его играл Евгений Миронов. Однако Сергей Угрюмов, при всей неизбежности сравнений, тоже прекрасно справляется с образом непутевого девственника, который боится мамы и ее сиделки. Поскольку номер в гостинице тринадцатый, то в нем постоянно что-то взрывается, искрит и падает. Еще и секретарша (ее играет Паулина Андреева) и монашка (трогательная Ирина Пегова) носятся по сцене в кружевном белье. В общем, аттракционов хватает. Шуточный видео-финал добавляет ремейку очков, — чеховская чайка летит в Камергерский переулок, к легендарному занавесу, а по дороге успевает задеть Биг-Бен и кремлевского двухглавого орла. Идеальная комедии положений, «№ 13D» действует на зрителя, как витамин: мгновенно поднимает тонус. А пропускать шанс от души посмеяться (особенно промозглой весной) ну никак не стоит.