ПОИСК
Наталья Витвицкая
4 июля 2014

Не наша Маша

В Театр Моссовета — премьера. Спектакль по роману Владимира Набокова «Машенька» поставил молодой режиссер Иван Орлов.

Свою знаменитую сцену «Под крышей» Театр Моссовета не первый сезон отдает на откуп молодым режиссерам. Здесь состоялись премьеры «Циников» и «Эстетов» Сергея Аронина, «Дон Жуана» Андрея Шляпина. Спектакли разной степени удачливости, но отнюдь не проходные. Еще один спектакль в рамках новой и замечательной традиции — набоковская«Машенька» в постановке Ивана Орлова.

Изначально за Набокова брался режиссер Александр Суворов (он трагически погиб), затем в работу включился совсем молодой выпускник мастерской Леонида Хейфеца Иван Орлов. Его спектакль – музыкальная драма, сделанная с тонким вкусом. Режиссеру удалось передать уникальную набоковскую интонацию тоски по молодости и потерянной родине, не впадая при этом в мелодраму и пафос. Действию аккомпанирует инструментальный ансамбль, звучит музыка Олега Каравайчука и группы The Retuses.

Эмигрант Ганин (внутреннюю неустроенность которого так точно и уверенно сыграл стажер МХТ Иван Ивашкин), видит фотографию Машеньки, своей первой любви, у соседа по пансиону в Берлине. Его будоражат светлые воспоминания юности, проведенной в России. Первая встреча, робкий поцелуй, дачные прогулки, последнее свидание, письма друг другу (Ганин расстался с Машенькой, когда началась Гражданская война)… Машеньку страстно играет неожиданная в хулиганском образе девочки-пацанки Надежда Лумпова. Однако в какой­то момент герой понимает, что прошлое должно остаться в прошлом, и покидает пансион, не дождавшись приезда девушки, которая теперь чужая жена.

Очень важен в этой истории взросления образ еще одного соседа Ганина, литератора Потягина. Его играет главный герой всех хитов Някрошюса знаменитый литовец Владас Багдонас. В его трактовке Подтягин не просто нелепый скиталец без будущего, это трагическая фигура. Грандиозный талант, растраченный зря. Мощный человек, оказавшийся на обочине судьбы. В финале он умирает: старый поэт, который пишет о березках и осинах, оставшихся на родине, в Берлине никому не нужен. Кроме того, нужных виз ему не достать, и паспорт потерян. Сцены агонии — одни из самых пронзительных в спектакле. Подтягин-Багдонас катает по кругу огромную бобину, последний мощный толчок, и она пробивает ржавую декорацию, отгораживающую сцену от закулисья.

Кстати, о декорациях. Нельзя не отметить работу художника Алексея Лобанова, который заключил камерное пространство зала в листы ржавого железа и ненавязчивые конструкции из перекошенных балок. Железная кровать с сеткой, громоздкая деревянная катушка для каната, служащая то обеденным столом, то ложем для влюбленных, — вот и всё, что видит зритель. Атмосфера жизни на перевалочном пункте, гнетущая, мрачная. Она идеально отражает состояние героев, которые только­только начинают осознавать, что всё временное в их судьбе давно уже сама судьба и есть. Родина далеко, и счастье недостижимо.

Иван Ивашкин. Молодой, но уже заметный актер. В 2012 году окончил РАТИ-ГИТИС (мастерская Хейфеца) и был принят в стажёрскую группу МХТ им. Чехова. Играет в спектаклях: «Каренин» (реж. Мейкшанс), «Белоснежка и семь гномов» (реж. Миронов),«Мастер и Маргарита (реж. Сас), «Соломенная шляпка из Италии» (реж. Буве). Любители кино помнят его в фильмах «Елки 3»,«Гагарин», «Глухарь» и др.

Яркая актриса, ставшая знаменитой после спектакля «История мамонта» (по роману Иванова «Географ глобус пропил»).Окончила РАТИ-ГИТИС (Мастерская Олега Кудряшова). Критики заметили ее в спектаклях Мастерской — «Униженные и оскорбленны»,«Печальная история одной пары». Сегодня Надежда Лумпова сотрудничает с театром «Практика». Спектакли-хиты с ее участием «Бабушки» и «Золушка». Снималается в кино- и телефильмах: «Тульский-Токарев», «Шиповник», «Все к лучшему», «Ласточкино гнездо», «В спорте только девушки» и др.

Владас Багдонас. Главный актер самого Эймунтаса Някрошюса. Лауреат Государственной премии СССР, Национальной премии Литвы, премии Станиславского «За вклад в развитие мирового театрального искусства» и др. В 1970 году окончил актерский факультет Вильнюсской консерватории, актер Вильнюсского театра «Meno Fortas». Среди самых известных ролей — Сальери («Маленькие трагедии»), Тузенбах («Три сестры»), Отелло («Отелло»), Фауст («Фауст» ). Снималется в кино- и телефильмах: «Иди и смотри», «Тринадцатый апостол», «Дом дураков», «Край», «Покушение», «Парень с Марса», «Дирижер» и др.

Отзывы

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

Сб, 29 апр | Студия театрального искусства, драма Сб, 29 апр

Остроумный спектакль о театральном закулисье.

Пт, 28 апр | РАМТ, драма Пт, 28 апр

Спектакль по трилогии американца Юджина О’Нила.

Чт, 27 апр | Ленком, драма Чт, 27 апр

Грустная трагикомедия о России XVIII столетия, разыгранная звездами.

Пн, 1 мая | Современник, драма Пн, 1 мая

Трагикомедия о запоздалой встрече разлученных войной влюбленных.

Пт, 28 апр | Театр им. Евг. Вахтангова Пт, 28 апр

Нескучная версия хрестоматийной пьесы про потребность личной свободы.

c 28 по 30 апр | Электротеатр Станиславский, драма c 28 по 30 апр

Мольеровская история, перенесенная в Россию начала XX века.

Премьера

Вт, 2 мая | Театр им. Вл. Маяковского, драма Вт, 2 мая

Светлана Немоляева в главной роли в комедии Островского.

Премьера

Ср, 3 мая | РАМТ, драма Ср, 3 мая

Глубокий спектакль Владимира Мирзоева о сегодняшнем инфантилизме.

Хиты проекта TheatreHD: спектакли с участием Джуда Лоу, Дэниэла Рэдклиффа, Анны Нетребко и других звезд — на большом экране.

Театр им. Моссовета, драма

Фееричный Виктор Сухоруков в комедии про веселую старость.

Лучшие и новые постановки по пьесе Чехова.

Московские спектакли, отмеченные главным театральным фестивалем страны.