В афише недели — самые яркие спектакли, вошедшие в конкурсную программу фестиваля «Золотая маска». «ВД» рекомендует.

«Добрый человек из Сезуана»
18,19 февраля
Театр им. Пушкина


Спустя полвека после премьеры Юрия Любимова, надолго закрывшего тему Брехта, Юрий Бутусов рискнул взяться за пьесу, когда-то поменявшую ход развития русского театра. Формально постановку Бутусова можно назвать антиподом любимовского спектакля — от общественного пафоса она уходит к частной драме маленького человека. Даже брехтовских богов здесь воплощает одна бледная, измученная девочка — в иные моменты героиня Анастасии Лебедевой даже кажется двойником Шен-Те (Александра Урсуляк) — лохматой чувырлы с потеками черной туши на физиономии, устало ковыляющей на несуразных каблучищах. За гостеприимство боги ссудили Шен-Те немножко денег, и она открыла табачную лавку — маленький бизнес, который ненасытные соседи и бессовестный любовник норовят растащить по частям. «Я не хочу высчитывать, во сколько мне это обойдется», — вопит Шен-Те, отстаивая свое право творить добро. Но, поняв, что идет ко дну, преображается в расчетливого Шуи-Та, своего вымышленного кузена. Клея усы, надевая брюки и пиджак, распустеха Шен-Те на наших глазах становится элегантным господином. Но чем ближе к финалу, тем неряшливее будут эти превращения — из-под рубашки начнет выпирать беременный живот, а из-под котелка — локоны. В спектакле Бутусова два образа неслучайно срастаются в один — за минувшие полвека мир понял: абсолютно доброго человека не существует, как не существует и воспетой Брехтом справедливой социальной системы, даже если она именуется социализмом. Последний монолог — слова о несправедливом мире, в котором добро не выживает без зла, — Александра Урсуляк пропевает как зонг и достигает такого накала, которому позавидовали бы и немецкие экспрессионисты, и даже, может быть, Юрий Любимов. В общем, пять номинаций на «Маску»: за лучший спектакль, работу режиссера, работу актрисы, за оформление (Александр Шишкин) и роль второго плана (Александр Матросов) — это вполне справедливо.

фото: архив журнала


«Братья»
19 февраля
Гоголь-центр


Кинорежиссер Алексей Мизгирев («Бубен, барабан», «Конвой») впервые попробовал свои силы в театре. За основу был взят сценарий великого фильма Висконти «Рокко и его братья», адаптированный к нашим реалиям драматургом Михаилом Дурненковым. В итоге получился жесткий, талантливый спектакль о молодых провинциальных парнях, которых безжалостно ломает большой город. Сцена «Гоголь-центра», с двух сторон от которой расположены зрители, превращается в ринг; бокс, которым занимались герои Висконти, переселившиеся в Милан, в современной Москве стал боями без правил. Молодые, хорошо тренированные артисты «Седьмой студии» органично сосуществуют и с профессиональными борцами, и со старшим поколением артистов прежней труппы Театра имени Гоголя. Отдельно хочется выделить Викторию Исакову, сыгравшую роль роковой, неверной, тянущей героя вниз красотки Нади на таком уровне, что не стыдно сравнивать ее с великим кинопрототипом — у Висконти роль исполнила Анни Жирардо. И юного Риналя Мухаметова, чья внешность ничуть не уступает красоте молодого Алена Делона, сыгравшего Рокко. Можно делать ставки, что в самое ближайшее время у служебного входа «Гоголь-центра» Риналя (он же, кстати, снялся в роли д’Артаньяна в новых «Мушкетерах») будут встречать толпы поклонниц.

фото: пресс-служба Гоголь-центра


«Москва-Петушки»
22 февраля
Студия театрального искусства


Поначалу трудно было поверить, что Сергей Женовач поставит знаменитую поэму Венички Ерофеева (написанную, кстати, прозой, но с таким поэтическим захлебом, что всякий читавший помнит ее почти наизусть). Дело в том, что язык поэмы столь же далек от советского официоза, как Москва от Петушков, куда так долго добирается герой Ерофеева. Текст, несмотря на всю поэтичность, изобилует такой откровенной лексикой, какой мы никогда не слышали из уст актеров «Студии театрального искусства». Однако «женовачи» оказались хотя и хорошо воспитанными, но не ханжами, и освоили гениальный текст почти без купюр. А уж как играет Веничку молодой Алексей Вертков, стоит увидеть, даже если вы еще не читали Ерофеева. Отдельный бонус при просмотре — грандиозная люстра из водочных бутылок, когда-то давно сделанная художником Давидом Боровским для так и не поставленного спектакля Юрия Любимова — и повешенная его сыном, художником Александром Боровским, аккурат в центре зрительного зала. Так что, когда Веничка произносит знаменитое «Я, чтобы не очень тошнило, принялся рассматривать люстру над головой. Хорошая люстра. Но уж слишком тяжелая. Если она сейчас сорвется и упадет кому-нибудь на голову — будет страшно больно...» — зал, хохоча, потихоньку клонится в стороны от злополучной стеклянной красавицы.

фото: Сергей Петров