ПОИСК
Наталья Витвицкая
21 января 2014

«Эстеты»: на почве искусства

В Театре Моссовета поставили комедию о современном искусстве.

Премьера на Малой сцене Театра Моссовета. Режиссером стал молодой Сергей Аронин (ученик Каменьковича и Крымова). Он даже решился сам выйти на сцену, причем в не самых простых ролях чудиков от искусства (одного русского, другого — француза). «Эстеты» — это комедийная дилогия по мотивам двух очень известных произведений: пьесы «Искусство» Ясмины Реза и повести «Человек в пейзаже» Андрея Битова. Объединяет их большая тема творчества как образа жизни.

Предыдущей заметной работой Аронина был спектакль «Циники» по культовому роману Мариенгофа. Уже после него стало понятно, что у молодого режиссера есть свой стиль. Пускай еще не до конца сформировавшийся, но все же внятный. И «Циники», и «Эстеты» обладают особенным, несовременным шармом. Как бы легко и весело режиссер задает себе и зрителям трудные вопросы. В «Циниках» он задавал их о любви и революции. В «Эстетах» — об искусстве, дружбе и разнице менталитетов. Его юмор иногда наивен, но с учетом того, что в премьерном спектакле играет исключительно молодежь, всё смотрится и слушается органично.

Пьесу «Искусство» московские театралы видели не раз, ее ставили и в Маяковке, и в Табакерке, однако в тех спектаклях роли трех неразлучных друзей, поспоривших о том, что такое современное искусство, играли мастера сцены. У Аронина все трое — мальчишки: и он сам в роли претенциозного Сержа, и Владислав Боковин в роли реалиста Марка, и Михаил Филиппов в роли добродушного простака Ивана, которому вовсе необязательно с кем-то спорить, чтобы что-то доказать. Их громкая и смешная ругань, имеет ли право на существование белая картина с белыми поперечными полосами или она — профанация, выводит к совсем иным темам. Они говорят о том, кто чего стоит. Потом начинается разговор о любви, дружбе и истине. Как три мушкетера познают они мир через приятие друг друга, точнее отличных друг от друга мнений. Забавное видео, вклинивающееся в пространные диалоги трех героев, подчеркивает исключительность комичную сторону происходящего. Нам показывают художников, существующих сегодня — смешных, откровенно нелепых и... неумных. Но не обманка ли они? — поди знай. Впрочем, смех в зале — лучшее доказательство того, что видео здесь к месту и по делу.

Совсем по-другому смотрится вторая часть спектакля, за основу которой взят рассказ живого классика Андрея Битова. Здесь про искусство пространно рассуждают русские интеллигенты. Как водится, за рюмкой водки и стаканам портвейна. Их разговоры о высоком в какой-то момент отчетливо начинают напоминать театр абсурда. Тоже смешно, но иначе, не как у француженки Реза. Здесь смех смешан с горечью. У Битова живописец-алкоголик Павел Петрович выступает в роли учителя, а писатель-главный герой — учеником. И никто никаких мнений не пытается оспорить, разглагольствования одного воспринимается другим как высшая данность..

Конечно, к философской глубине произведений Резы и Битова (а она, несмотря на внешний комизм, есть), Аронов в своем спектакле только прикасается. Никого не заставляет он мучиться вечными вопросами. Но то, что эти вопросы перед зрителем ставит, несомненно. Просто один зритель после его спектакля будет в голос хохотать над «человеком в искусстве», а другой — задумываться о том, может ли он таким человеком стать.

фото Елены Лапиной

Отзывы

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

c 29 по 30 мар | Большой театр, балет c 29 по 30 мар

Одноактные балеты Джорджа Баланчина. Все звезды Большого на одной сцене.

Золотая маска

c 29 по 31 мар | Электротеатр Станиславский, драма c 29 по 31 мар

Премьера

Сб, 1 апр | Студия театрального искусства, драма Сб, 1 апр

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

Золотая маска

Вс, 26 мар | Александринский театр (Санкт-Петербург), драма Вс, 26 мар

Жутковатая сказка Карло Гоцци о двух братьях, равно обреченных на гибель.

Золотая маска

Сб, 1 апр | Геликон-Опера, опера Сб, 1 апр

Единственная в своем роде опера-альбом о жизни «святого доктора».

Золотая маска

Пт, 31 мар | драма Пт, 31 мар

Променад-спектакль по произведению Бертольта Брехта.

c 2 по 3 апр | Театр наций, драма c 2 по 3 апр

Миронов, Хаматова, Боярская в очень современной версии чеховской пьесы.

Золотая маска

до 24 мар | Александринский театр (Санкт-Петербург), драма до 24 мар

Чеховские «Три сестры» в суперрадикальной версии Андрия Жолдака. Время действия - 4015 год.

Золотая маска

c 27 по 28 мар | Театр драмы им. А.В. Луначарского (Кемерово), драма c 27 по 28 мар

Спектакль-результат этноэкспедиции в село Беково Кемеровской области, по следам исчезающего народа телеутов.

Золотая маска

c 30 по 31 мар | Воронежский камерный театр, драма c 30 по 31 мар

Печальный, тонкий Чехов в эстетике поздних советских лет.

Премьера

c 24 по 25 мар | МХТ им. А.П. Чехова, драма c 24 по 25 мар

Евгений Гришковец поставил спектакль по собственной пьесе.

Премьера

c 28 по 29 мар | Театр наций, драма c 28 по 29 мар

Великолепная Юлия Пересильд в роли «луча света в темном царстве».