Российская премьера Иржи Килиана завершит фестиваль DanceInversion.

Самый интеллигентный неоклассик современности Иржи Килиан давно стал любимым автором МАМТа. Совсем недавно, три года назад, это стало сенсацией: МАМТ заполучил себе хореографию удивительного автора первым из российских театров и исполнил ее так достойно, что по итогам сезона получил «Золотую маску» как лучший балетный спектакль и заставил всю Москву говорить о перезагрузке труппы.

Придуманная для Зальцбургского фестиваля в год 200-летия со дня смерти Моцарта «Маленькая смерть» построена на медленных частях двух самых прекрасных и популярных фортепианных концертов Моцарта, так что даже самая дремучая часть зала понимает, что «где-то это слышала» или как минимум замирает. Шесть мужчин, шесть женщин и шесть рапир становятся участниками сложной и очень изысканной игры, каждый ракурс которой достоин главы в учебнике хореографической гармонии. С самой невинной отсылкой к дедушке Фрейду рапиры выполняют роли партнеров в танце, а временами кажутся более своевольными, чем парт неры из плоти и крови. В комплекте немаленькой моцартианы Килиана были и «Шесть танцев», поставленные на «Немецкие танцы», и театр предъявил и их. Тонкая идея хореографа оказалась блестяще донесена до зала: в изысканных, украшенных всемиположенными завитушками танцах отразилось время войн и дворцовых интриг, юмор и музыкальный блеск композитора, перепудренные парики и камзолы не помешали рассмотреть абсурдность изящества в ханжеском и тревожном мире.

Всякий другой театр на этой благостной ноте мог бы и успокоиться. Но двойной «мамтовский Килиан» оказался не разовой вспышкой счастья, а обдуманным долгосрочным проектом. Наверное, дело здесь не только в любви к конкретному хореографу — ее легко разделить. Есть и практическая сторона — не секрет ведь, что с трепетной и в то же время выверенной, как красивая алгебраическая формула, хореографией Килиана плохо монтируется любая другая. И по этому поводу МАМТ не заблуждался, нацелившись на полноценный вечер одного автора. Ровно год назад публике предъявили «Бессонницу» — вычерченную из острых углов, постоянно оплывающих в отрывистых снах, и сплошных поверхностей, что вдруг оказывались условными в сумерках алгебраических формул. А теперь, наконец, довершили картину балетом «Восковые крылья».

Название балета отсылает к античному мифу об Икаре, вопреки советам опытного отца взлетевшем близко к солнцу, растопившему воск его искусно сделанных крыльев. Икар приблизился к светилу и разбился, оставшись символом безрассудного возвышенного полета всякого большого художника. Музыкальная основа соткана из сочинений Генриха Бибера и «большого» Баха с одной стороны, Джона Кейджа и Филиппа Гласса — с другой, швов, как всегда у Килиана, почти не слышно и точно не видно. Упоительно красивы дуэты и трио, где есть место наив ному скольжению по инерции и точеному классическому арабеску. Российская премьера — часть «Вечера балетов Иржи Килиана» в рамках перекрестного Года «Россия–Голландия». Так красиво МАМТ завершит Международный фестиваль современного танца DanceInversion, удивлявший и поражавший публику больше месяца.