Янг Сун из «Доброго человека...», Тито Мерелли из «», Билли Флинн из мюзикла «Чикаго»... 31 октября одном у из ведущих актеров Театра имени Пушкина исполнилось 40 лет. «ВД» встретился с Александром Арсентьевым лично, чтобы поговорить о сбывшихся планах и новых мечтах.

Как вы относитесь к круглой дате? День рождения отпраздновали или верите в примету — 40 лет не отмечать?
К круглым датам я равнодушен. Зато знаю, что мой день рождения совпадает с Хэллоуином, так что иногда я и мои друзья празднуем этот день в соответствующих костюмах. В этом году 31 октября мы были в Петрозаводске, играли «Доброго человека из Сезуана», так что свой день рождения я отметил на сцене.

Какие ваши мечты, детства-юности успели сбыться?
Сбылась самая главная. — Я в профессии, о которой мечтал. Даже в детском дневнике о ней писал.

Вы родились в городе Тольятти. В семье у вас кто-то связан с театром?
Никто. Но творческое начало было присуще всем: бабушка, мама, папа выступали в самодеятельности, дедушка играл на мандолине и гитаре. Наверное, мне передались какие-то их артистические гены. Я в детстве часто выступал перед публикой. А когда в школу пошел, помню, как к маме приходили мои воспитательницы из детского садика, просили, чтобы я принял участие в новогоднем утреннике или других праздниках. Короче, был «приглашенной звездой».

Как же вы, мечтая о сцене, вдруг стали электромехаником?
Заканчивая школу, я не представлял, кем хочу стать. Друзья из театрального кружка «Ровесник» уговаривали поехать поступать в театральный вуз в Москву. Я твердил «да вы с ума сошли, со всего Союза съедутся талантливые ребята, куда мне». В общем, испугался. К тому же, несмотря на мечты, тогда мне казалось, что актер, все-таки — не мужская профессия. Но и в институт я не поступил. Тогда папа сказал, что до армии я должен получить профессию. Так я и стал электромехаником. Потом пошел в армию.

Это вы там поняли, кем хотите быть на самом деле?
Я вернулся из армии практичным человеком. Решил быть юристом, считал, что они зарабатывают лучше всех. Но, все-таки, за компанию с моей знакомой, поступил в тольяттинский театр «Колесо». Хотя «за компанию» — это не правда. Хотел себя проверить.

Какова была реакция родных?
Родители уже свыклись с мыслью, что я буду юристом. Когда я решил стать актером, они, конечно удивились, но меня поддержали. А через три месяца занятий в «Колесе» я понял, что мне этого мало. Москва ведь чем так привлекательна для актера? Здесь можно многое увидеть, узнать, встретиться с мэтрами театра. Вообще, увидеть театр во всем его разнообразии.

Вы легко поступили в Школу-студию МХАТ?
Я поступил с первого раза. Так что, наверное, легко. Хотя «история» все равно со мной приключилась. Я приехал поступать на курс Марка Захарова. Мечтал у него учиться, только у него — с детства обожал его фильмы. И я поступил! Мои документы лежали в ГИТИСе. Но, как и все абитуриенты, я поступал сразу в несколько вузов. Прослушивание в Школе-студии МХАТ было позднее. Как только я туда вошел, сразу понял — «вот оно, моё место». На первом туре меня слушал Роман Ефимович Козак. Я мгновенно попал под действие его мощного человеческого и творческого притяжения, выбора у меня не осталось. И я забрал документы из ГИТИСа.

Никогда не жалели?
Ни одной минуты. Те годы, что я прожил в Школе-студии, были очень счастливыми. Я познакомился с потрясающими, интеллигентными, глубокими, светлыми люди, с ними я общаюсь до сих пор. Мне очень повезло.

Что вы поняли про профессию за время учебы?
Я понял, что актерской профессии надо учиться всю жизнь, потому что каждая новая роль — это экзамен. Все, как в первый раз.

Не могу не спросить про Олега Николаевича Ефремова. Ведь курс, на котором вы учились, был его курсом.
«Рано или поздно упоение сценой, собой на сцене пройдет, и популярность пройдет, и вы останетесь один на один с профессией. С вопросом «зачем я здесь? Чего я хочу от профессии?». Я сейчас часто вспоминаю эти его слова, потому что все так и есть. Но Олег Николаевич никогда ничего не навязывал нам. Ни в искусстве, ни в жизни. После подробного «разбора полетов» наших, первых наивных еще показов отрывков в Школе-студии, он обычно говорил: «но вы не волнуйтесь. И такой театр есть, и так играть можно».(смеется)

Александр, скажите, когда вас «наградили» амплуа «красавец-мужчина»?
Наградили сразу, как только попал в профессию. Я артист, у меня есть определенная фактура, внешность — это один из наших рабочих инструментов. Вот собственно и все. А по молодости переживал, потому что этот «красавец-мужчина» никак не совпадал с моим внутренним настроем. Мне всегда нравилось веселить людей. Я обожаю легкий жанр, тот, в котором блистал мой кумир — Андрей Миронов, поэтому с удовольствием играю в комедиях.

Тем не менее, в сериалах, да и в театре, вам частенько достаются роли героев-любовников.
Вот это и называется «амплуа» (смеется). В театре мне все-таки удается играть достаточно разнообразных персонажей, а вот в сериалах, да, мои герои обычно илисуперположительные, или «негодяи негодяйские». Но я не теряю надежды, что когда-нибудь еще сыграю роль моей мечты.

А в театре была роль — исполненная мечта?
В театре мне интересны все роли, которые меня находят. Так что мечта — это новая роль.

Какая роль дороже всего в Театре Пушкина?
Все по-своему дороги. Не понимаю, когда артист соглашается на роль, но ее презирает, считает недостойной своего таланта. С таким настроем нельзя выходить на сцену. Зритель всё чувствует.

И все-таки в вашей творческой биографии в прошлом году появилась работа, о которой знает каждый театрал. В спектакле Юрия Бутусова «Добрый человек из Сезуана» вы играете летчика Янга Суна. Расскажите об этом опыте.
Мы долго искали общий язык с Юрием Николаевичем. Дело в том, что он неразговорчив. И пробиться через молчание на репетициях было очень тяжело. Но постепенно все встало на свои места. Бутусов — очень тонкий, творческий человек. Разговоры о том, что он тиран, выдумки. Актеры — они же, как дети. Если режиссер хвалит, значит хороший. А если вдруг «дал по попе», значит плохой. А насчет роли Янг Суна... В «Добром человеке»
невероятно важна ансамблевость, здесь нужно не выделяться, а, наоборот, сливаться. Всё и все работают на идею, воплощенную в главном персонаже — Шен Те. Только при этом условии спектакль по-настоящему получается.

Как вы думаете, почему Брехт сегодня снова так интересен? Театры один за другим ставят Брехта. «Добрый человек...» Театра Пушкина пользуется невероятным успехом у критиков и публики.
Брехт всегда будет актуален в нашей нестабильной стране. Любовь — не товар, деньги — не главное в жизни — сейчас люди хотят это слышать, как никогда раньше. Ну, и, наверное, просто хороший спектакль получился.

Недавно состоялась премьера мюзикла «Чикаго». Вы играете адвоката Билли Флина. Почему вдруг мюзикл?
Работа в новых жанрах — гарантия актерского роста. Мне было ужасно интересно попробовать сыграть в мюзикле. Тем более, я почти ничем не рисковал, моя роль не предполагает невероятных вокальных партий или сложной хореографии. Находясь в очень узких заданных рамках нужно убедительно сыграть персонажа.

Какие рамки вы имеет в виду?
В мюзикле бог сцены — тайминг. Пауза здесь, поворот там. Любые изменения, импровизация исключены. Всё расписано по секундам. При этом нужно умудряться оставаться на сцене «живым» и донести историю Билли до зрителя. Но чем сложнее, тем интереснее.

Как вам кажется, вам это удалось?
Мне очень понравилось, как однажды сказал Вера Валентиновна Алентова. «Мы адвокаты своих ролей, а зритель прокуроры». Так что судить зрителю.

Когда вы работали над ролью, наверняка, смотрели фильм, где роль Билли Флина играет Ричард Гир.
Фильм я видел давно. Пересматривать не стал. Если мне нужно что-то для роли, я смотрю фильмы и читаю книги об эпохе, в которой должен буду существовать на сцене. Это куда полезнее. Какой смысл смотреть точно такую же постановку? Ведь это просто разные точки зрения на одно и то же.

Мюзикл, большое количество комедийных ролей на родной сцене. Вас не задевает мнение, что развлекательный жанр в театре — это несерьезно?
Хочется задать вопрос тем, кто так считает: а вы пробовали?